21 февр. 2015 г.

Метод "Гражданский форум"

С этим методом познакомилась давно, находясь в роли участника «Гражданского форума» на курсах повышения квалификации в 2007 году. С тех пор часто его использую сама. А на днях нашла прекрасный источник, где чётко, подробно и ясно умными людьми описана методика проведения. Описание занимает достаточно много текста, однако всё, как мне видится, по теме, и если есть отступления, то они являются нужными. Решила, что обязательно надо поделиться с Вами, коллеги, так как этот метод действительно достойный внимания. 
По окончании теоретического материала Вас ждёт живой компактный пример из практики социального педагога в СРЦН (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних).
Итак, 
Гражданский форум - это один из способов участия школьников в общественной жизни путем обсуждения важных, общественно значимых проблем.
Суть методики заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов к решению какой-либо общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога.
Технология организации и ведения гражданского форума — это технология диалогового общения. Участники гражданского форума должны быть открыты к восприятию идей других людей Важно то, что в ходе форума появляется возможность обсудить проблему с разных сторон, обсудить последствия разных подходов к ее решению. При этом кто-то из участников может в чем-то изменить свое мнение.
В результате проведения форума участники не обязательно должны прийти к какому-то единому мнению.
Цель его проведения – в том, чтобы найти общую основу для совместных действий.
Существенным плюсом гражданского форума в плане воспитания качеств толерантной личности является то, что он позволяет научиться выражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом.
Гражданский форум используется для обсуждения сложных проблем, которые касаются интересов всего сообщества (например, класса или школы, или города) и для решения которых необходимы совместные действия людей.
Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики «Гражданский форум». 
Выбранная тема должна иметь определенные характеристики, например:
  • это должна быть проблема, по которой в обществе существует более одного действенного подхода к ее решению;
  • это должна быть проблема, для полноценного восприятия и решения которой отдельные группы людей должны действовать сообща;
  • это проблема, общественная дискуссия по которой не завершена;
  • это может быть проблема, дебаты по которой зашли в тупик и необходим иной подход, чтобы продвинуться вперед в решении этой проблемы;
  • желательно, чтобы это была проблема, в которой решение вопроса требует обсуждения личных приоритетов и мотивов, стоящих в основе выбора, чисто технических или административных моментов.
Нецелесообразно выбирать для гражданского форума проблемы, которые отвечают следующим характеристикам:
  • проблема требует немедленного, не терпящего отлагательств ответа (напр., речь идет об остром кризисе общенационального или местного масштаба);
  • проблема требует специальных знаний;
  • проблема, по которой уже имеется четкий план решения и выбор сделан;
  • проблема, затрагивающая узкий круг интересов небольшой группы лиц;
  • проблема, на которую нужно ответить “да” либо не отвечать совсем.
Приведем несколько примеров проблем, которые могут служить темой для гражданского форума в аудитории, состоящей из старших школьников:
  • «Военная служба: какая армия нам нужна?»
  • «Потеря человечности в современном обществе: как жить дальше?»
  • «Как остановить распространение экстремизма в молодежной среде?»
  • «Школьное образование: каким оно должно быть?»
Участвовать в гражданском форуме на равных правах могут не только школьники, но и родители, учите­ля, представители общественности и органов власти, поскольку все они являются членами одного местного сообщества.
Проблему для рассмотрения на гражданском форуме можно выбрать по предложению учеников или учителя. Необходимо, чтобы эта проблема волновала представителей всех категорий участников форума (напр., школьников и учителей) и могла быть решена только совместными усилиями.
Роль ведущего 
Ведущим гражданского форума может быть и ученик, и учитель; может работать группа ведущих. Они должны заранее хорошо изучить правила, подготовить вопросы, спланировать время проведения форума. 
Цель ведущего — помогать полноценному и всестороннему обсуждению проблемы:
  • ведущий должен изучить проблему до ее представления участникам форума, для того чтобы «быть в теме» и дать участникам возможность обсудить действительно все стороны проблемы;
  • он должен направлять обсуждение от рассказа историй из личного опыта к рассмотрению подходов к решению проблемы;
  • необходимо сохранять нейтральность при представлении каждого подхода; быть осторожным в выражении своих собственных мнений, создавая климат некритического, безоценочного участия;
  • не останавливать обсуждение, пока участники не поймут, в чем заключается конфликт, различия между подходами;
  • ведущему необходимо помнить, что форум редко заканчивается полным согласием или несогласием. Обычно в итоге удается найти лишь какое-то общее представление о проблеме, о необходимости и целях ее решения.
Подготовка к форуму
  • Для представления различных подходов к решению проблемы целесообразно попросить подготовиться отдельных ребят (родителей, других участников форума).
  • На этапе подготовки к форуму ведущий и/или группа организаторов должны подготовить какие-то материалы, представляющие проблему. Важно, чтобы это были материалы, представляющие только объек­тивную сбалансированную информацию и не содержащие оценок (описание ситуации, статисти­ческие данные, результаты социологических опросов, существующие правила в этой области и т.п.).
  • Подобранные материалы для дискуссии могут быть представлены в виде брошюры, размещены на информационном стенде, «выложены» на специализированной страничке школьного интернет-сайта.
  • Если материалы сложны и объемны желательно, чтобы у участников форума была возможность познакомиться с ними заранее (например, за неделю до форума). В противном случае можно предложить их непосредственно в ходе этапа предварительного обсуждения.
  • Для проведения гражданского форума следует подготовить аудиторию таким образом, чтобы участники могли сидеть в круге или за круглым столом, чтобы каждый видел каждого. Для ведущего могут понадобиться доска и мел или листы ватмана и фломастеры для записи.
Обобщенный план проведения гражданского форума
При проведении форума можно воспользоваться следующим планом:
Шаг 1. Обозначение проблемы
Представив краткий материал, подобранный с целью представления проблемы, ведущий задает учащимся серию вопросов (примеры вопросов приводятся ниже). Ответы желательно кратко записать на одной половине доски или на первом листе бумаги (можно использовать вместо этого компьютер и мультимедийный проектор).
В ходе обсуждения важно акцентировать внимание участников на конечной цели: «В результате обсуждения у нас должна появиться общая многогранная картина проблемы. Нам предстоит определить, какие подходы могут существовать к данной проблеме, и каковы границы взаимоприемлемых действий».
Возможные вопросы для организации предварительного обсуждения:
1. О чем говорят (свидетельствуют) эти слова (события, действия)?
  • Когда вы слышите слова... (называются слова, отражающие проблему), какие ассоциации у вас появляются?
  • Что вы лично думаете, чувствуете по этому поводу?
2. Почему это является проблемой? (ответы в предельно краткой форме фиксируются на второй половине доски или на втором листе бумаги).
  • Какой аспект названной нами проблемы является для вас самым важным? Почему это важно?
  • Почему эта проблема беспокоит вас?
3. Все ли мы одинаково понимаем эту проблему?
  • Есть ли люди, которые думают по-другому? (Чьи еще интересы затрагивает эта проблема? Что бы они могли сказать, если бы находились здесь? Если бы вы принадлежали к иной социальной (культурной, национальной, религиозной, профессиональной и т.д.) группе, как бы изменилась ваша позиция?(ответы добавляются к листу номер 1)
  • Почему эта проблема может их беспокоить? (ответы добавляются к листу номер 2)
4. Попробуйте сформулировать проблему, которую мы увидели? (Что это за проблема? Назовите ее. Как мы можем определить ее одним предложением?).
Ведущий поясняет: на­звать проблему - значит обозначить ее суть, не детализируя. Определение должно быть таким, чтобы каждый мог с ним согласиться. После того, как проблема названа можно предложить вернуться назад и посмотреть, соответствует ли краткое описание проблемы тому, что говорили участники о ее сути и о том, что именно их беспокоит.
Шаг 2 - поиск подходов к проблеме
Цель - подготовить проблему к представлению ее другим людям, определив различные подходы к ней. 
1. Ведущий спрашивает:
  • Можно ли разделить ответы, которые мы дали и записали на доске (листе бумаги) на несколько групп в зависимости от того интересов, какие интересы они отражают? (целесообразно выделить 3-5 групп)
  • Какие ответы можно объединить? (Ведущий может отметить группы ответов значками разного цвета или выписать их на отдельные листы.)
  • Действительно ли получившиеся у нас группы представляют разные подходы к проблеме?
2. Учащиеся делятся на примерно равные группы в соответствии с выделенным количеством подходов к проблеме. В группе предлагаются выполнить следующие задания:
  • назвать этот подход;
  • кратко описать его;
  • привести 3-4 аргумента за и против этого подхода;
  • привести список возможных действий.
3. Затем ведущий снова возвращается к самой проблеме и просит сформулировать вопрос для обсужде­ния таким образом, чтобы он отразил суть проблемы так, как это понимают участники. При этом важно подчеркнуть какое-то противоречие.
  • В чем самая большая дилемма, самое большое противо­речие?
  • Что должно быть решено?
Шаг 3 — обсуждение (собственно «гражданский форум») 
1. Ведущий объявляет начало «гражданского форума» и оглашает его цели. 
2. Ведущий объявляет правила форума:
  • каждый имеет возможность участвовать в обсуждении (соответственно, задача ведущего - вовлечь каждого в обсужде­ние);
  • никто не стремится к доминированию;
  • слушать не менее важно, чем говорить;
  • каждый понимает, что гражданский форум - это диалог, а не дебаты;
  • все высказанные подходы и позиции обсуждаются;
  • участники могут обращаться прямо друг к другу, а не только к ведущему;
  • обсуждение должно быть сосредоточено на подходах к решению проблемы (ведущий может вмешаться чтобы изменить направление беседы, если разговор ушел не в ту сторону).
  • сохраняется атмосфера дружеской заинтересованной дискуссии.
3. Если необходимо, нужно договориться о терминах, которые будут использовать участники форума (Расхождения в понимании терминов могут помешать увидеть суть проблемы и разных подходов к ее решению).
4. Далее проводится представление проблемы. Способом представления может служить:
  • показ видеофрагмента (возможно, отснятого самими учащимися) или видеоколлажа;
  • краткое изложение какой-то ситуации, наглядно отражающей проблему;
  • короткое упоминание о прочитанных материалах
          и т.д.
5. Затем ведущий просит участников поделиться личным опытом и своими соображениями, связанными с обозначенной проблемой. Последовательно обсуждается каждый из представленных подходов к проблеме: сначала – один, затем – другой, после того, как он обсужден – третий и т.д. Крайне желательно, чтобы разные под­ходы представляли разные люди. 
Сначала даётся короткое представление подхода (эту функцию можно заранее поручить отдельным участникам), затем ведущий просит участников рассказать, какие положительные и отрицательные стороны они видят в этом подходе; каковы могут быть его последствия.
Если ни один из участников не находит аргументов в пользу какого-то подхода, можно спросить его: «Почему многие люди выбирают этот путь? Что они могли бы сказать в его поддержку?».
Чтобы поддержать обсуждение, ведущий может задать следующие вопросы следующего содержания: 
1) Что в рассматриваемой нами ситуации является для нас ценностью?
  • Что беспокоит вас, когда вы думаете об этой проблеме?
  • Что привлекает вас в предложенном подходе?
  • Что делает данный подход плохим или хорошим?
2) Каковы последствия, цена, преимущества (выгоды) различных подходов?
  • Каковы возможные последствия тех действий, которые вы предлагаете?
  • Какие аргументы, на ваш взгляд, могут быть высказаны против подхода, который вы представили?
  • Есть ли слабые стороны у этого способа действий?
  • Я понимаю, что вам не нравится подход, против которого вы возражаете. Но что, вы думаете, могут привести в качестве аргументов «за» его сторонники?
  • Может ли быть что-либо конструктивное (полезное) в подходе, кото­рый вы критикуете?
3) В чем существо конфликта, в котором мы пытаемся разобраться?
  • В чем вы видите принципиальные различия между подходами?
  • Почему эту проблему так сложно решить?
4) Можем ли мы выработать некоторое общее мнение или направление действий в отношении рассматриваемой проблемы?
  • Какое направление действий кажется вам наилучшим?
  • Какие последствия этого решения для нас желательны, а какие - нет? (этот вопрос является одним из важнейших для гражданского форума).
  • Что мы как отдельные люди и как сообщество людей хотим сделать для решения этой проблемы?
  • Если действия, которые нам нравятся, имеют негативные последствия, будем ли мы по-прежнему относиться к ним положительно?
Практика показывает, что подросткам и представителям молодежи не просто бывает овладеть навыками цивилизованного диалога, быть терпимыми и внимательными друг к другу. Наиболее часто нарушаемое правило во время дискуссии - «Мы слушаем и слышим друг друга». Довольно часто реакция на то или иное мнение в процессе обсуждения выражается примерно так: «Что за глупость ты говоришь!». Преодолению этих недостатков, помимо участия в гражданском форуме, могут способствовать специальные тренинговые упражнения (напр., упражнение «Слушаем молча»).
6. Подведение итогов. 
  • Что вы узнали о том, что думают другие люди об этой проблеме?
  • Увидели ли вы какие-то новые аспекты проблемы?
  • Как изменился ваш взгляд на точки зрения других людей?
  • Можете ли вы выделить что-то общее в рассуждениях всех участников обсуждения? (Есть ли позиции, которые большинство из участников поддерживают?)
  • В чем состоит противоречие, которое делает эту проблему такой сложной для разрешения?
  • Что мы можем сделать как сообщество людей?
  • Можно ли говорить о том, что обсуждение проблемы показало нашу взаимозависимость? Почему?
  • Что нам еще необходимо, чтобы продолжить продуктивное обсуждение этой проблемы?
  • Почему это общественная проблема?
  • Что может последовать дальше на пути разрешения этой проблемы?
В процессе участия в гражданском форуме его участники получают понимание того, как разные люди смотрят на обсуждаемую проблему. Формирование внимания, восприимчивости к этим моментам является необходимым компонентом воспитания толерантности у подростков.

Шаг 4 - переход от обсуждения к действию
Эта часть работы в принципе может быть проведена непосредственно на заключительной стадии форума. Однако, учитывая эмоциональную нагрузку, испытываемую участниками форума, лучше, если она будет носить несколько отсроченный характер. Однако промежуток между форумом и проведением этой стадии работы должен быть небольшим (2-3 дня).
Учащимся стоит предложить два ключевых вопроса:
  • Как мы можем использовать те знания, которые мы получили в ходе форума? (Например: выпустить стенгазету по итогам форума; выступить в разных классах с рассказом о прошедшем форуме; разместить информацию по проблеме на школьном сайте и т.д.)
  • Какие действия можно предпринять на основе тех общих взглядов, которые выявились в ходе форума? (Выразить озабоченность проблемой, обратившись в органы власти; провес­ти более глубокое исследование проблемы; повторить проведение гражданского форума с приглашением более широкого круга лиц с разными подходами к проблеме, экспертов; организовать социальный проект; создать общественную организацию и т.п.).
Особо следует подчеркнуть, что обсуждение той или иной проблемы в ходе гражданского форума может стать основой для выдвижения замысла и последующей реализации действительно значимого социального проекта.

Автором использованы материалы:
1.                  Пронькин В.Н., Гутников А.Б. «Живое право» – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.
2.                  Гражданский форум в классе. Методическое пособие. Авторы-составители Н. С. Коваленко, К. В. Комаров, Э. Ю. Сероусова, И. И. Чуйкова, И. Г. Якимович. - Брянск, 1997.

Живой компактный пример из практики социального педагога в СРЦН (часть семинара социальных педагогов города):
«Итак, только что обсуждая педагогическую ситуацию мы выяснили, что для качественного преодоления трудной жизненной ситуации нужны усилия не только одного социального педагога, но и других субъектов профилактики.
А теперь все Ваши идеи, ваш опыт, мысли, мнения, прозвучавшие в работе с педагогической ситуацией нам нужно распределить по трём направлениям:
1. «Ответственность социального педагога»
2.«Ответственность других органов профилактики»
3. «Сложности в решении т.с.ж. н/л»
(Ведущие записывают озвученные предложения на ватманах)
2. Продолжение разбора типичной педагогической ситуации в новой форме работы (1 часть гражданского форума) (все сидят в кругу, высказывают предложения или идеи по заявленным разделам, которые обозначены на разных озаглавленных заранее листах ватмана. Ведущие записывают высказанные идеи, распределяя их по различным листам ватмана)
3. Работа в мини группах (5-10 минут) (Все разбиваются на две группы (в соответствии с маркировкой на стульях), выбирают пять наиболее значимых предложений, ранжируют их, выбирают представителя группы, девиз, после чего представитель в течение 1 минуты даёт краткую презентацию решения группы.)
Ведущий социальный педагог: «Переходим к следующему этапу нашего форума.
Сейчас нам необходимо разбиться на две группы.
Посмотрите каждый под свой стул – там Вы найдете одну из геометрических фигур. Распределяемся по группам – треугольники к треугольникам, круги к кругам».
Предложить каждой подгруппе планшет для записей.
«Задача каждой группы заключается в следующем:
1.                  Выбрать по заданному направлению 5 основных идей и ранжировать их.
2.                  Выбрать представителя группы.
3.                  Определить девиз группы.
4.                 Представителю группы презентовать  выработанную концепцию (с аргументацией) и девиз.
(Например «мы считаем, что главная роль и ответственность социального педагога заключается в… работаем под девизом… потому что…»)
Защита представителями своих концепций»

Читать также:

Комментариев нет :

Отправить комментарий