28 апр. 2015 г.

Четыре стихии (сценарий игрового проекта)

Комментарий к игре
В основу предлагаемого проекта положено несколько метафор.
Во-первых, обыгрывается многозначность слова «образование»: образование как создание чего-то нового, возникающего в результате некой деятельности, и образование как обучение человека, развитие в процессе обучения. Участникам предстоит создать планету под названием «Образование».
Во-вторых, в процессе создания этой планеты используются образы — стихии «Огонь», «Вода», «Земля» и «Воздух». Это позволяет участникам выйти за привычные рамки взаимодействия, посмотреть на свою профессию и на себя в профессии по-другому, найти новые ресурсы для профессионального и личностного роста и развития. Метафоричность освобождает сознание участников от поиска «правильных» ответов на вопросы, дает простор творчеству.
Дополнительный комментарий: используя этот проект как метод для решения педагогических задач, можно создавать планеты «Семья», «Ребёнок», «Друзья», «Профессия» и  другие. Однако в этих случаях необходимо будет «под тему» пересмотреть задачи, возможно, предполагаемый результат, условия проведения, адаптировать содержание.
Основные задачи
В необычной ситуации открыть новые грани своей педагогической деятельности, новые формы сотрудничества друг с другом, наметить пути дальнейшего развития образовательной среды школы.
Предполагаемый результат
Хорошее настроение, новые творческие силы и профессиональные идеи, возможно — материал для спокойных и продолжительных размышлений...
Оборудование
Музыка для релаксации, списки участников по группам, карточки с обозначениями стихий, листы ватмана — 4 шт., восковые мелки — 4 набора, карта планеты, пазл из 15 фрагментов, 8 резиновых ковриков размером примерно 25 х 30 см.
Условия проведения
Предлагаемый сценарий игрового занятия предназначен для педагогического коллектива. Оптимальное количество участников: от 30 до 60 человек.
Для работы необходимо четыре изолированных помещения, в том числе два больших зала (кабинета) с раздвигающимися стульями.
Игру проводят двое ведущих. Ведущие должны иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых дискуссий.
В начале игры проводится психодинамическая разминка. Для этого подойдут любые игры, повышающие энергетику группы.
Этап «ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ»
Участники сидят в общем кругу. Звучит музыка для релаксации, ведущий под музыку читает текст.
ВедущийВсе когда-нибудь происходит впервые... Долго, очень долго (хотя существует ли время там, где некому его отмечать?) плыло сквозь пустое пространство безжизненное небесное тело — планета без имени, сути и предназначения. Не проносились над ней дождевые облака, гонимые ветром, не расцветали на пустошах и в плодородных долинах цветы, не пламенел в недрах планеты губительный и одновременно животворящий огонь. Но ничто не бывает вечным, все развивается, меняется... Все когда-то образуется впервые. Четыре силы, четыре стихии слетелись на молчаливый призыв пустоты для того, чтобы начать великий и волнующий процесс созидания, образования. Закипела на планете работа Огня, Воздуха, Земли и Воды. Каждая стихия принесла на планету свое представление о том, какой ей быть, какими силами и живительными соками надобно наполнить сердце, разум и тело планеты. И каждая стремилась занять больше пространства... И было их четыре — силы планетообразования. И был итог: планета, обретшая имя. Планета Образование.
Музыка выключается. Ведущий своими словами озвучивает игровую цель для участников: превратившись в стихии, участвующие в процессе планетообразования, создать свою планету Образование. Какой она станет, зависит от того, сколько и каких сил вложат участники в этот процесс, какие ценности и смыслы привнесут в образование, какие отношения друг с другом установят.
Ведущий показывает карту планеты. Пока на ней нет обозначений. Но в процессе игры карта должна заполниться ценностями и смыслами. Для этого каждая команда должна пройти через испытания. Если испытание пройдено успешно, команда получает пазл, на котором имеет право написать ценность (смысл, идею), которую вносит эта стихия в образование. По окончании игры мы увидим, какие идеи будут представлены на карте планеты Образование.
Этап «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ»
Участники делятся на группы в соответствии со списком. Для этой игры списки групп готовятся заранее. Основной принцип деления — в каждой из четырех групп должно быть примерно одинаковое количество участников, они должны быть разного возраста и половой принадлежности.
Списки вывешиваются на стены в четырех разных углах. Каждый участник ищет себя в списке и остается в образовавшейся группе.
Представители групп тянут жребий с названием стихии. Следующий этап работы проводится по группам.
Этап «РАБОТА В ГРУППАХ»
1. Команда должна придумать:
— название команды;
— девиз;
— «боевой клич» (клич, которым участники будут поддерживать друг друга в ходе испытаний);
— танец либо «живую скульптуру», передающие особенности стихии.
2. Представление команд. Каждая команда по очереди представляет результаты коллективной творческой деятельности.
3. Каждая команда получает по три пустых фрагмента мозаики. Ведущий просит участников на каждом фрагменте написать название ценности, которую вносит их стихия в образование (здесь важно обратить внимание участников на то, что мы говорим именно о самом образовании, а не об игре). Например, стихия «Воздух» может написать на этих кусочках бумаги «Творчество», «Активность», «Легкость». Стихия «Огонь» — «Любовь», «Сила», «Тепло» и т.д.
4. Представление результатов. Участники озвучивают и комментируют те ценности, которые написаны на фрагментах мозаики. После этого все фрагменты передаются ведущему. Он сообщает участникам, что вернуть ценности на карту планеты Образование можно будет только в том случае, если команды пройдут испытания.
5. Создание коллажа «Мир победившей стихии».
ВедущийПредставьте себе, что на планете победила ваша стихия. Она стала доминирующей. Каким будет этот мир? Как будут представлены другие стихии и найдется ли вообще для них место? Этот мир нужно нарисовать и рассказать, каким стало образование, каковы его основные принципы и ориентиры.
Участники получают листы ватмана, мелки. Звучит легкая музыка, участники все вместе создают коллаж.
6. Представление рисунков.
7. Ведущий сообщает участникам, что они получают право дать планете Образование первые ценности и смыслы.
Ведущий. Вспомните все, что было написано на ваших фрагментах. Выберите что-то одно, что вы считаете самым важным, — это обязательно появится на карте планеты. А за возвращение остальных ценностей еще необходимо будет побороться.
Группы обсуждают и забирают себе по одному фрагменту мозаики.
Этап «ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ СТИХИЙ»
Ведущий сообщает участникам о том, что время изолированной жизни стихий прошло. Стихии начинают движение по планете и встречаются друг с другом.
ВедущийСтихии, начав свою созидательную работу на планете, неизбежно начинают сталкиваться. Как поведут они себя в этот момент? От этого зависит, какой станет планета...
Группы образуют пары: вода — огонь; земля — воздух. Дальнейшая работа проводится в этих парах. Команды расходятся по кабинетам. Важно, чтобы команды, работающие в парах, находились в близлежащих друг от друга кабинетах. (Игровой сюжет приводится по кн.: И. Вачков. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 1999).
Инструкция дается каждой команде отдельно.
Ведущий. Стихия начинает исследовать планету. В определенный момент времени она замечает другую заинтересованную стихию. Заметив друг друга, стихии расходятся на безопасное расстояние, приготовившись к войне. Эта планета необходима и той и другой стихии. По-видимому, столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, кто возьмет на себя ответственность за развязывание конфликта. Впрочем, еще остается возможность договориться. Но для этого необходимо покинуть безопасное пространство и выйти навстречу. Это риск, соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив 10 ходов.
В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации.
Если обе команды начинают военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти для переговоров, а соперники их атакуют, то первые лишаются 5 баллов, атакующие приобретают 5 баллов. Если же представители обеих стихий выходят для переговоров, то и те и другие получают по 3 балла. На каждый ход отводится по 5 минут. За это время команда должна принять решение. Решение считается принятым, если все участники команды согласны с ним. Задача: набрать максимально возможное количество баллов.
Решение команды озвучивается соперникам после того, как обе группы приняли решение.

Оценка ситуации в баллах приведена в таблице (заполняется ведущими во время игры):
Вода (Земля)
Огонь (Воздух)
Вода (Земля)
Огонь (Воздух)
открыть огонь
открыть огонь
–3
–3
открыть огонь
выйти наружу
+5
–5
выйти наружу
открыть огонь
–5
+5
выйти наружу
выйти наружу
+3
+3
Как правило, эта игра вызывает бурю эмоций у участников. Возможны обиды, взаимные упреки. Для снятия напряжения и обсуждения результатов команды-соперницы объединяются. Каждая команда рассказывает, какую стратегию поведения она выбрала. Ведущий говорит о том, что в самой инструкции скрыт подвох. Набрать максимально возможное количество баллов в этой игре можно лишь в том случае, если обе команды выходят навстречу друг другу. Максимально возможное количество баллов в этой игре — 60.
Если в процессе игры команды поняли основной смысл задания, пришли к сотрудничеству, то они получают фрагмент мозаики (один из написанных ранее). Если команды сыграли в конкурентную игру, не пошли на сотрудничество друг с другом, фрагмента не получает никто.
В том случае, если накал эмоций велик, группы негативно настроены по отношению друг к другу, необходимо провести объединяющее всех упражнение. Это может быть любая игра, в которой общий успех достигается включенностью каждого (например, всем встать одновременно или, не договариваясь, повернуться в одну сторону).
После этого этапа участники уходят на перерыв.
Этап «ВТОРОЕ СТОЛКНОВЕНИЯ СТИХИЙ»
По окончании перерыва группы образуют новые пары: вода — земля, огонь — воздух. Для проведения следующего этапа необходимо два больших кабинета без стульев. Пары расходятся по кабинетам.
Упражнение «Переход через лаву»
В кабинете на полу начерчены две линии. Расстояние между ними — 4 м. Команды-соперницы встают напротив друг друга, за линию.
Ведущий. Следующая встреча стихий происходит возле потока с бурлящей лавой. Командам необходимо переправиться на другую сторону потока. При этом есть одно условие: перебраться можно только при помощи волшебного коврика (каждой команде раздают по два резиновых коврика). Коврик сохраняет свою волшебную силу только в том случае, если его касается участник любой частью тела. Если коврика никто не касается — он сгорает, и вся команда возвращается обратно. Есть еще одно условие: коврики обратно не возвращаются.
При проведении упражнения ведущий очень строго следит за тем, чтобы участники не касались «лавы» без коврика и чтобы коврик не оставался без соприкосновения с участником. При любой ошибке вся команда возвращается на исходную позицию. Основной смысл этого упражнения в том, что перейти через лаву возможно лишь в том случае, если команды-соперницы объединят свои усилия и свои коврики. Иногда возникают ситуации, когда группа объективно не может справиться с заданием (например, в группе есть участник с ограниченными физическими возможностями). В этом случае ведущий может пойти на уступки (выдать еще один коврик или разрешить этому участнику перейти на другую сторону без испытаний). Но в этом случае группа должна чем-то жертвовать (например, упражнение выполняется молча).
После окончания этого испытания проводится обсуждение в двух группах. Как правило, эмоциональное состояние участников в этот момент приподнятое. Появляется чувство удовлетворения от успешного выполнения трудного задания. В награду участники получают фрагмент мозаики — один на две команды. На нем еще ничего не написано. Участники обсуждают и вместе пишут ту ценность, которая получилась в результате объединения стихий.
По завершении этого этапа все 4 команды собираются вместе и озвучивают те ценности, которые появились на карте планеты.
Этап «СЛИЯНИЕ СТИХИЙ»
ВедущийПроцесс создания планеты Образование подходит к концу. Каждая стихия получила право и возможность найти свое место на этой планете. И сейчас все стихии вместе должны построить общий дом. При этом строительным материалом будут сами участники. Использовать какие-либо дополнительные предметы нельзя. Итак, задание: построить дом из собственных тел. Дом должен иметь и крышу, и окна, и двери. При этом должны быть задействованы все участники.
Проверка «общего дома» на прочность. По окончании строительства ведущий, проверяя дом на прочность и влагоустойчивость, брызгает водой на участников, пытается их толкать. Дом должен устоять.
Этап «СОЗДАНИЕ КАРТЫ»
Все садятся в общий круг. В центре — карта.
Ведущий. Процесс планетообразования завершен. Сейчас мы объединим фрагменты мозаики и посмотрим, какими ценностями, идеями и смыслами наполнилась наша планета.
Представители групп вкладывают свои фрагменты в карту. На карте остаются «белые пятна». Это перспективы развития: еще не все определено, есть о чем думать, что развивать. Ведущий вручает оставшиеся фрагменты мозаики руководителю (если игра проводилась с педколлективом школы) и говорит о том, что их можно заполнить либо сейчас, либо в какой-то другой период жизни данной планеты (данной школы).
Этап «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЛАНЕТЫ»
Ведущий. Всю игру вы прожили с той стихией, которую определил вам жребий. Конечно, частичка ее в вас обязательно присутствует. А может быть, не частичка, а половина или даже большая часть? В какой пропорции эти стихии объединились в каждом из вас? Какая стихия — самая яркая, самая важная для вас? Сейчас появляется возможность заглянуть в себя и понять это.
Участникам выдается набор из четырех разноцветных кусочков пластилина (белый — воздух, синий — вода, коричневый — земля, красный — огонь). Каждый лепит фигурку, изображающую соотношение этих стихий в себе самом, используя цвета в определенной пропорции. Каждый участник ставит свою фигурку в тот сектор круга, который представляет доминирующую в нем стихию.
По желанию участники комментируют результат.
Этап «ВОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ»
Ведущий просит участников разбиться на группы в соответствии с тем сектором круга, в котором оказалась фигурка. Задание для группы: продумать, какое продолжение в жизни школы мог бы иметь этот игровой семинар?
Группы предлагают свои идеи.
Этап «ЗАВЕРШЕНИЕ»
Участники обсуждают игру, подводят итоги дня.


Ремарка от коллектива создателей игры (Марина Битянова, Татьяна Беглова): игра «Четыре стихии» — оригинальная авторская разработка сотрудников центра «Точка ПСИ» — впервые была представлена просвещенной психологической публике в октябре 2004 года на I Всероссийской неделе школьной психологии. К этому времени она была с успехом проведена с самыми разными педагогическими и совсем не педагогическими командами и коллективами. Теперь мы с удовольствием представляем ее вам, уважаемые читатели «Школьного психолога». Нам кажется, что эта игра вполне достойна того, чтобы пополнить вашу личную методическую копилку.

Источник: газета "Школьный психолог" (ссылка).

Читать также:

Комментариев нет :

Отправить комментарий