3 янв. 2015 г.

Методика наблюдения Р. Бейлза

Работа над обзорной статьёй, посвященной методу наблюдения, привела меня к абсолютно конкретной методике наблюдения Р. Бейлза. Эта методика является классическим и наиболее известным вариантом  наблюдения в социальной психологии, однако применять в своей деятельности может и социальный педагог.

Ее особенностью является то, что наблюдение ведется за группой в целом и позволяет регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану. 
Основное критическое замечание отечественных исследователей к схеме Р. Бейлза состоит в том, что в ней отсутствует характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. нет ответа на вопрос «Что делается?».
Согласно Р. Бейлзу, взаимодействие (интеракция) в группе происходит тогда, когда индивид производит какое-либо действие (акт), служащее стимулом для другого индивида. 
Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, которые отражают основные взаимоотношения и групповые процессы в четырех областях – позитивные эмоции, негативные эмоции, постановка проблемы, решение проблемы (рис. Система категорий Р. Бейлза)






































При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы, по мнению Р. Бейлза, развивается как последовательность фаз:
a) ориентировка членов группы в общей задаче (обмен информации);
b) оценка хода выполнения задачи членами группы (оценивание мнений);
c) контроль (попытка членов группы воздействовать друг на друга);
d) нахождение группового решения;
e) ослабление межличностных и внутриличностных напряжений;
f) проявление солидарности (или раскола между ними).
Основой подведения наблюдаемого акта под ту или иную категорию служит содержание высказывания участника, его интонационные характеристики, мимика и обращения к другим участникам, а также взаимосвязь высказывания с предыдущими. Подведение под категорию можно представить как двухэтапный процесс: сначала определяется область явления, а затем – более конкретная категория.
Пример подведения под категорию
Участник 1: «Интересно, располагаем ли мы одними и теми же фактами?» (просит высказать мнение). «Видимо, нам следует начать с выяснения этого вопроса» (выражает мнение).
Участник 2. «Да» (соглашается). «Мы сможем заполнить пробелы в имеющейся у нас информации» (выражает мнение, оценку). «Пусть все по очереди сообщать имеющиеся у них данные» (высказывает предложение, оценку).
Освоить и отработать категориальную систему Р. Бейлза можно при помощи трёх занятий в ходе наблюдения в учебных ситуациях по мере возрастания их сложности:
1.    на материале письменного текста, описывающего групповую дискуссию (Например, разговор между сотрудниками НИИЧАВО о странных событиях, связанных с зеленым попугаем (Стругацкий А. Понедельник начинается в субботу: Фантаст. повести / А. и Б. Стругацкие. – Фрунзе, 1987. – С. 180-181));
2.    на материале видеозаписи отрывка художественного фильма или публицистической телепередачи (Например, отрывка из кинофильма «Гараж» Э. Рязанова (1978));
3.    на материале реальной дискуссии на заданную тему, проведенной студентами в двух подгруппах (5-7 человек) с последующим обменом ролями.
Наблюдение в последних двух ситуациях ведется в течение 20-30 минут с двумя временными отметками, разделяющими весь процесс на три равных промежутка для проверки некоторых количественных закономерностей, установленных Р. Бейлзом. 
Каждым наблюдателем заполняется «Протокол наблюдения» (образец)
Обработка результатов наблюдения.
По материалам протоколов наблюдения составляется итоговая матрица представленности категорий. Если вводились временные метки, то матрицы заполняются отдельно для каждого этапа (промежутка) дискуссии.(образец итоговой матрицы)

В анализе сравнивается частота высказываний в каждой из областей в дискуссии в целом и на отдельных ее этапах, проверяются гипотезы Р. Бейлза о последовательности фаз группового процесса и т.д.

Источник: Учебное-методическое пособие / методы социально-психологического исследования / составитель В.А. Штроо, к.п.н., рецензент Т.Н. Воройская, к.п.н. / Воронежский государственный университет, 2003 г.

Читать также:
Метод наблюдения (обзорная статья)
Метод наблюдения (во время урока) или Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н. Фландерса
Метод «Анализ слов – раздражителей»
Интерактивные приёмы (обзорная статья)
Социальный профиль (карта) семьи

Комментариев нет :

Отправить комментарий