Знакомы
ли Вы с особенностями проведения методики анализа вербального (речевого)
взаимодействия Н. Фландерса (модифицированной А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским)?
Анализ помогает выявить стиль педагогического общения, однотипные варианты
взаимодействия, позицию педагога по отношению к детской инициативе, удельный
вес речи педагога, уровень речевой активности детей.
В
основу данной методики положены принципы формализованного наблюдения.
В
России методику Н. Фландерса поначалу применяли в оригинальном варианте, однако
вскоре психологи А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пришли к необходимости ее
модификации. При этом они исходили из следующих предпосылок:
Во-первых,
категории, описывающие речь преподавателя, не учитывают функциональной
направленности того или иного высказывания. Между тем в такой ситуации,
например,
как
постановка вопроса, это совершенно необходимо. Вопрос нужен для того, чтобы продиагностировать
учащегося, и для того, чтобы побудить его к какой-то деятельности, способствуя,
таким образом, осуществлению коррекции. Указанные моменты не находят отражения в методике Н. Фландерса, что
существенно ограничивает ее возможности и понижает практическую ценность.
Во-вторых,
российские психологи сочли целесообразным ввести в рассмотрение еще две
категории. Первая связана с речью учащихся («ответ товарищу»), вторая –
характеризует
паузу.
Н. Фландерс рассматривает паузу как замешательство, непродуктивную потерю
времени. В модификации А.А. Реана и Я.Л. Коломинского ей отводится роль потенциального
продуцента коммуникативных значений, что заметно расширяет возможности методики
в сфере обработки информации.
Таким
образом, в модифицированном варианте методики используется 12 категорий анализа.
При этом учет функциональной направленности (презентативной, интенсивной, корректирующей
и диагностирующей) привел к расщеплению некоторых категорий речи преподавателя
на несколько подкатегорий. С учетом этих поправок методический инструментарий
расширяется до двадцати аналитических позиций.
Категории
анализа вербального взаимодействия, вариант FR
(Фландерс – Реан):
Инициатор
|
Категория
|
Описание
категории
|
|
П
Е
Д
А
Г
О
Г
|
1.
|
Восприятие
чувств. Эмпатия.
|
Речь
идет о восприятии педагогом настроений учащихся, а также о его вербальной
реакции на эти настроения.
|
2.
|
Похвала
или подбадривание.
|
В
речи могут быть выражены как пространно, так и очень коротко, даже одним или
двумя словами.
|
|
3.
|
Принятие
идей учащихся
|
Принятие
идей учащихся, их дальнейшее развитие и дополнение. Впрочем, как только
педагог, оттолкнувшись от мысли учащегося, переходит к изложению собственных
идей,
его
речь становится принадлежностью категории 5.
|
|
4.
|
Постановка
вопросов педагогом (4i 4d 4k)
|
||
4i
|
реализация
интенсивной функции
|
педагог
задает учащимся (или учащемуся) вопрос или формулирует проблему. В случае
если ставится проблема, возможен относительно протяженный отрезок непрерывной
вербальной активности педагога. Функциональная направленность данной категории
состоит в том, чтобы побудить учащихся к самостоятельной деятельности –
решению задачи, обдумыванию проблемы, переработке
материала
и т.д.
|
|
4d
|
реализация
диагносцирующей функции
|
постановкой
вопроса педагог должен косвенно скорректировать ход мыслей или рассуждений
учащихся в процессе решения задачи, если они идут в неправильном направлении.
При этом со стороны педагога не
должно
быть прямого указания на ошибочность рассуждений учащихся
|
|
5.
Сообщение информации (5p 5k):
|
|||
5p
|
реализация
презентативной функции
|
преподаватель
сообщает учащимся отдельные факты или систему фактов, элементы нового теоретического
знания (формулы, законы), исторические сведения
|
|
5k
|
реализация
корректирующей функции
|
в
данном случае преподаватель сообщает учащимся дополнительную информацию, имея
в виду, что с ее помощью они осознают ошибочность или недостаточность своих
рассуждений и смогут выбрать верный путь.
|
|
6.
|
Дача
указаний или распоряжений (61 6k 6p):
|
||
6 i
|
реализация
интенсивной функции
|
речь
педагога преследует цель побудить учащихся к какой-либо деятельности, как-то:
выполнение задания, размышление над проблемой, ее обсуждение и т.д.
|
|
6k
|
реализация
корректирующей функции
|
речь
педагога направлена на коррекцию хода решения задачи учащимися, хода
обсуждения проблемы, способа, направления работы с литературой, с приборами в
лаборатории и т.д.
|
|
6р
|
реализация
презентативной функции
|
речь
педагога совмещает в себе информативную и организующую функции.
Это
указания типа: «Встаньте», «Сядьте на свое место», «Уберите со столов конспекты
и учебники» и т. д.
|
|
7.
|
Критика
или защита педагогом собственных утверждений
(7р
7i 7k 7d)
|
В
зависимости от конкретного содержания речи преподавателя, в данной категории
анализа могут быть реализованы все четыре функции: презентативная,
интенсивная, корректирующая и диагносцирующая (р, i,
k, d)
|
|
У
Ч
Е
Н
И
К
|
8.
|
Ответ
учащегося педагогу.
|
К
данной категории помимо непосредственного ответа на вопрос мы относим и решение
любой поставленной перед учащимися проблемы при условии, что ход рассуждений
при этом последовательно вербализирован (например, в процессе решения задачи
на доске и т. д.).
|
9.
|
Спонтанная
речь учащегося.
|
Имеется
в виду такое проявление вербальной активности учащихся, которое не является
реакцией на прямое указание педагога. Сюда следует отнести реплики с мест,
замечания на рассуждения отвечающего товарища, предложения по решению
проблемы или задачи и т. д.
|
|
10.
|
Пауза
– замешательство.
|
В
данном случае подразумевается «непродуктивная» пауза в вербальном взаимодействии
преподавателя с учащимися, связанная с потерей времени
учебного
занятия.
|
|
11.
|
Потенциально
продуктивная пауза.
|
В
отличие от пункта 10 речь идет о такой паузе в вербальном взаимодействии,
которая запланирована преподавателем целенаправленно. Время расходуется на
обдумывание учащимися вопроса, проблемы или задачи, на попытку их
самостоятельного решения, на проработку литературы и т.д.
|
|
12.
|
Ответ
учащегося товарищу.
|
Методика
анализа вербального взаимодействия используется для характеристики
целостного, логически завершенного занятия.
|
Исходя
из этого запись в протоколе должна вестись непрерывно, с начала и до конца занятия.
Фиксация
проводится через каждые 5 секунд. Для удобства запись ведется на листе
миллиметровой бумаги, по вертикали (столбцами). Каждая клетка на листе
соответствует интервалу в 5 секунд. В клетку вписывается номер той категории,
которая реализуется в этот отрезок времени: 1 – эмпатия, 2 – похвала и т. д.
Причем если в данной категории учитывается функциональная направленность, то цифра
дается с индексом (р, i, k, d). Например,
запись 5р означает, что в сообщении преподавателем какой либо информации была
реализована презентативная функция. В том случае, если одна и та же категория
непрерывно реализуется более 5 секунд, в нижеследующие клетки вписываются
стрелки, указывающие на это. Например, если в одной клетке стоит цифра 8, а в
трех нижеследующих – стрелки, это означает, что учащийся непрерывно отвечал в
течение 20 секунд (четыре клеточки по 5 секунд каждая).
Так как исследователю
на первых этапах
трудно удержать в памяти все цифровые обозначения, рекомендуется в процессе
исследования иметь перед собой на столе лист с соответствующей расшифровкой.
Применение
такой методики требует специальных навыков, поэтому целесообразно на
нескольких
занятиях провести пробное протоколирование, не предусматривающее использования
этих данных для анализа. В том случае, если исследователя интересует не
развертка всего занятия в целом, а только временной аспект отдельных категорий,
то процедуру записи можно упростить. Для этого достаточно разбить лист бумаги на
20 клеток и в каждой из них отмечать реализацию той или иной категории. Впрочем,
такая форма записи несколько снижает информативность методики.
Источник: Е.И. Шулёва –
канд. пед. наук, доцент Магнитогорского государственного педагогического
университета; Е.К. Майорова – педагог-психолог, г. Магнитогорск. / Теоретико-практические
аспекты профессионально-педагогического общения
(Методический семинар-практикум)
Читать также:
Метод наблюдения (обзорная статья)
Методика наблюдения Р. Бейлза
Комментариев нет :
Отправить комментарий