9 янв. 2015 г.

Метод наблюдения (во время урока) или Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н. Фландерса.

Знакомы ли Вы с особенностями проведения методики анализа вербального (речевого) взаимодействия Н. Фландерса (модифицированной А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским)? Анализ помогает выявить стиль педагогического общения, однотипные варианты взаимодействия, позицию педагога по отношению к детской инициативе, удельный вес речи педагога, уровень речевой активности детей.
В основу данной методики положены принципы формализованного наблюдения. 
В России методику Н. Фландерса поначалу применяли в оригинальном варианте, однако вскоре психологи А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пришли к необходимости ее модификации. При этом они исходили из следующих предпосылок:

Во-первых, категории, описывающие речь преподавателя, не учитывают функциональной направленности того или иного высказывания. Между тем в такой ситуации, например,
как постановка вопроса, это совершенно необходимо. Вопрос нужен для того, чтобы продиагностировать учащегося, и для того, чтобы побудить его к какой-то деятельности, способствуя, таким образом, осуществлению коррекции. Указанные моменты не находят  отражения в методике Н. Фландерса, что существенно ограничивает ее возможности и понижает практическую ценность.
Во-вторых, российские психологи сочли целесообразным ввести в рассмотрение еще две категории. Первая связана с речью учащихся («ответ товарищу»), вторая – характеризует
паузу. Н. Фландерс рассматривает паузу как замешательство, непродуктивную потерю времени. В модификации А.А. Реана и Я.Л. Коломинского ей отводится роль потенциального продуцента коммуникативных значений, что заметно расширяет возможности методики в сфере обработки информации.

Таким образом, в модифицированном варианте методики используется 12 категорий анализа. При этом учет функциональной направленности (презентативной, интенсивной, корректирующей и диагностирующей) привел к расщеплению некоторых категорий речи преподавателя на несколько подкатегорий. С учетом этих поправок методический инструментарий расширяется до двадцати аналитических позиций.
Категории анализа вербального взаимодействия, вариант FR (Фландерс – Реан):
Инициатор
Категория
Описание категории
П
Е
Д
А
Г
О
Г

1.
Восприятие чувств. Эмпатия.
Речь идет о восприятии педагогом настроений учащихся, а также о его вербальной реакции на эти настроения.
2.
Похвала или подбадривание.
В речи могут быть выражены как пространно, так и очень коротко, даже одним или двумя словами.
3.
Принятие идей учащихся
Принятие идей учащихся, их дальнейшее развитие и дополнение. Впрочем, как только педагог, оттолкнувшись от мысли учащегося, переходит к изложению собственных идей,
его речь становится принадлежностью категории 5.
4.
Постановка вопросов педагогом (4i 4d 4k)
4i
реализация интенсивной функции
педагог задает учащимся (или учащемуся) вопрос или формулирует проблему. В случае если ставится проблема, возможен относительно протяженный отрезок непрерывной вербальной активности педагога. Функциональная направленность данной категории состоит в том, чтобы побудить учащихся к самостоятельной деятельности – решению задачи, обдумыванию проблемы, переработке
материала и т.д.
4d
реализация диагносцирующей  функции
постановкой вопроса педагог должен косвенно скорректировать ход мыслей или рассуждений учащихся в процессе решения задачи, если они идут в неправильном направлении. При этом со стороны педагога не
должно быть прямого указания на ошибочность рассуждений учащихся
5. Сообщение информации (5p 5k):
5p
реализация презентативной функции
преподаватель сообщает учащимся отдельные факты или систему фактов, элементы нового теоретического знания (формулы, законы), исторические сведения
5k
реализация корректирующей функции
в данном случае преподаватель сообщает учащимся дополнительную информацию, имея в виду, что с ее помощью они осознают ошибочность или недостаточность своих рассуждений и смогут выбрать верный путь.
6.
Дача указаний или распоряжений (61 6k 6p):
6 i
реализация интенсивной  функции
речь педагога преследует цель побудить учащихся к какой-либо деятельности, как-то: выполнение задания, размышление над проблемой, ее обсуждение и т.д.
6k
реализация корректирующей функции
речь педагога направлена на коррекцию хода решения задачи учащимися, хода обсуждения проблемы, способа, направления работы с литературой, с приборами в лаборатории и т.д.
реализация презентативной функции
речь педагога совмещает в себе информативную и организующую функции.
Это указания типа: «Встаньте», «Сядьте на свое место», «Уберите со столов конспекты и учебники» и т. д.
7.
Критика или защита педагогом собственных утверждений
(7р 7i 7k 7d)
В зависимости от конкретного содержания речи преподавателя, в данной категории анализа могут быть реализованы все четыре функции: презентативная, интенсивная, корректирующая и диагносцирующая (р, i, k, d)
У
Ч
Е
Н
И
К

8.
Ответ учащегося педагогу.
К данной категории помимо непосредственного ответа на вопрос мы относим и решение любой поставленной перед учащимися проблемы при условии, что ход рассуждений при этом последовательно вербализирован (например, в процессе решения задачи на доске и т. д.).
9.
Спонтанная речь учащегося.
Имеется в виду такое проявление вербальной активности учащихся, которое не является реакцией на прямое указание педагога. Сюда следует отнести реплики с мест, замечания на рассуждения отвечающего товарища, предложения по решению проблемы или задачи и т. д.
10.
Пауза – замешательство.
В данном случае подразумевается «непродуктивная» пауза в вербальном взаимодействии преподавателя с учащимися, связанная с потерей времени
учебного занятия.

11.
Потенциально продуктивная пауза.
В отличие от пункта 10 речь идет о такой паузе в вербальном взаимодействии, которая запланирована преподавателем целенаправленно. Время расходуется на обдумывание учащимися вопроса, проблемы или задачи, на попытку их самостоятельного решения, на проработку литературы и т.д.
12.
Ответ учащегося товарищу.
Методика анализа вербального взаимодействия используется для характеристики целостного, логически завершенного занятия.

 Исходя из этого запись в протоколе должна вестись непрерывно, с начала и до конца занятия. 
Фиксация проводится через каждые 5 секунд. Для удобства запись ведется на листе миллиметровой бумаги, по вертикали (столбцами). Каждая клетка на листе соответствует интервалу в 5 секунд. В клетку вписывается номер той категории, которая реализуется в этот отрезок времени: 1 – эмпатия, 2 – похвала и т. д. Причем если в данной категории учитывается функциональная направленность, то цифра дается с индексом (р, i, k, d). Например, запись 5р означает, что в сообщении преподавателем какой либо информации была реализована презентативная функция. В том случае, если одна и та же категория непрерывно реализуется более 5 секунд, в нижеследующие клетки вписываются стрелки, указывающие на это. Например, если в одной клетке стоит цифра 8, а в трех нижеследующих – стрелки, это означает, что учащийся непрерывно отвечал в течение 20 секунд (четыре клеточки по 5 секунд каждая). 
Так как исследователю на первых этапах трудно удержать в памяти все цифровые обозначения, рекомендуется в процессе исследования иметь перед собой на столе лист с соответствующей расшифровкой.

Применение такой методики требует специальных навыков, поэтому целесообразно на
нескольких занятиях провести пробное протоколирование, не предусматривающее использования этих данных для анализа. В том случае, если исследователя интересует не развертка всего занятия в целом, а только временной аспект отдельных категорий, то процедуру записи можно упростить. Для этого достаточно разбить лист бумаги на 20 клеток и в каждой из них отмечать реализацию той или иной категории. Впрочем, такая форма записи несколько снижает информативность методики.

Источник: Е.И. Шулёва – канд. пед. наук, доцент Магнитогорского государственного педагогического университета; Е.К. Майорова – педагог-психолог, г. Магнитогорск. / Теоретико-практические аспекты профессионально-педагогического общения
(Методический семинар-практикум)

Читать также:
Метод наблюдения (обзорная статья)
Методика наблюдения Р. Бейлза

Комментариев нет :

Отправить комментарий