28 окт. 2014 г.

Методика диагностики копинг-механизмов (Тест Э. Хейма)


Тест Э. Хейма (E. Heim / Э. Хейм) необходим для определения вашего стиля борьбы со стрессом. Отвечая на вопросы теста, вы узнаете ваш обычный тип поведения в сложной жизненной ситуации, а также познакомитесь с новыми, возможно более эффективными вариантами выхода из сложных ситуаций.
Хейма Э. (E. Heim) методика диагностики копинг-механизмов – скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на * когнитивный, * эмоциональный и * поведенческий, – копинг-механизмы.
Показаниями к использованию предлагаемой методики Э. Хейма являются:
* изучение характеристик копинг-поведения у пациентов с пограничными нервно- психическими расстройствами для уточнения их роли в генезе указанной патологии;
* исследование неадаптивных форм копинг-стратегий у лиц, находящихся в стрессовых ситуациях, для коррекции их копинг-поведения;
* проведение групповой или индивидуальной психотерапии, в ходе которых выявляются неадаптивные формы копинг-стратегий для последующей их коррекции и формирования адаптивного копинг-поведения;
* составление психогигиенических и психопрофилактических программ с учетом формирования адаптивных форм копинг-поведения как для здоровых лиц, подвергающихся стрессу, так и для больных пограничными нервно-психическими расстройствами.
Противопоказаний, согласно авторам публикации,  к использованию методики нет. Отмечается лишь неадекватность применения методики Э. Хейма у пациентов, страдающих психозами, которые не могут достаточно осознанно и объективно оценивать реальность.
Инструкция испытуемому к методике Э. Хейма
Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.
Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!
А:
  1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»
  2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»
  3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
  4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»
  5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что
  6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк»
  7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу»
  8. «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
  9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»
10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».
Б:
  1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»
  2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»
  3. «Я подавляю эмоции в себе»
  4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»
  5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
  6. «Я впадаю в состояние безнадежности»
  7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»
  8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»             
В:
  1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
  2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
  3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»
  4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
  5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)»
  6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
  7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
  8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»
Интерпретация полученных результатов:
Адаптивные варианты копинг-поведения.
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:
* (А5) «проблемный анализ»,
* (А10) «установка собственной ценности»,
*(А4) «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
* (Б1) «протест»,
* (Б4) «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
* (В7) «сотрудничество»,
* (В8) «обращение»,
* (В2) «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Неадаптивные варианты копинг-поведения:
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:
*(А2) «смирение»,
* (А8) «растерянность»,
* (А3) «диссимуляция»,
* (А1) «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
* (Б3) «подавление эмоций»,
* (Б6) «покорность»,
* (Б7) «самообвинение»,
* (Б8) «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
* (В3) «активное избегание»,
* (В6) «отступление»– поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.
Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:
* (А6) «относительность»,
* (А9) «придача смысла»,
* (А7) «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
* (Б2) «эмоциональная разрядка»,
* (Б5) «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
*(В4) «компенсация»,
* (В1) «отвлечение»,
* (В5) «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Источник: Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. – Казань, 2003, С. 23-29).


Читать также:

Опросник "Профессиональное выгорание" (экспресс-методика разработана Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексон)
Методика Холмса и Рейха (степень стрессовой нагрузки)
Притча Полная банка
Притча Всё в твоих руках (про бабочку)
Фраза О выборе. Эрих Мария Ремарк.
Фраза О личном пространстве. Аму Мом.

Комментариев нет :

Отправить комментарий