6 мая 2015 г.

Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (В.В. Либин)

или ТиГр – Тест Идеографический.
    
Тест, в едином тестовом задании объединяет проективный рисунок фигуры человека с неосознанным предпочтением основных геометрических форм. Отличительная особенность задания теста заключается в изображении фигуры человека из простых геометрических форм – треугольника, круга, квадрата. В процессе тестирования необходимо нарисовать или сконструировать фигуру человека только из треугольников, кругов и квадратов и состоящую ровно из десяти частей.
ВНИМАНИЕ! В диагностике, основанной на проективном тестировании, важнейшим является принцип ПЕРВОВИДЕНИЯ. Наиболее ценными являются результаты, полученные непосредственно в момент ознакомления с заданием.
Рефлексивная заметка: после ознакомления с первоисточником (литература в конце сообщения) в очередной раз утверждаюсь, что перед тем как использовать ту или иную диагностическую методику, необходимо дойти до самой сути и понять, - Зачем?
Здесь, казалось бы легкая методика, а исследователями (авторами) проведена грандиозная работа, не в одно десятилетие. 
Безусловно, её можно использовать педагогам, но с тем пониманием, что чем меньше мы придерживаемся рекомендаций авторов, тем больше вероятность искажённого результата.
Поэтому ниже приведёны выдержки авторского текста без изменений.
Часто на практике, встречаю "инструкцию", следуя которой надо нарисовать 1 (одну) фигуру человека, реже - 3 (три) фигуры. На самом деле она сложнее: фигур надо нарисовать 5 (пять)..! Отсюда большая по текстовке инструкция, поэтому в этом сообщении надо пройти ниже по ссылке, чтобы с ней ознакомиться. 
Педагог, в том числе социальный педагог, а также родители сами могут использовать данную методику, оставаясь в зоне своей ответственности и обращая внимание на особенности исследуемого человека с, прежде всего, воспитательной целью. Также в совокупности необходимо использовать и другие методики исследования личности (либо подкрепляя полученный результат, либо наоборот).
Авторы методики рассматривают её применение в том числе и с целью профориентации подростков и взрослых. 

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ к чтению руководства по применению психографического теста ТиГр, предлагается выполнить несложную процедуру самотестирования. 
/Инструкция для самотестирования здесь/
Сделав собственный рисунок, читатель получит возможность сопоставить представление о себе с приведенной в руководстве интерпретацией и ознакомиться с особенностями психографического исследования личности на практике.

Инструкция к проведению индивидуального тестирования
/её текст здесь/ (является наиболее эффективным способом).

Формула первого рисунка указывает на ВЕДУЩИЙ подтип, определяющий принадлежность человека к определенному психологическому типу. Ведущий подтип определяет устойчивое или доминирующее состояние.
Формула второго рисунка обозначает АКТУАЛЬНЫЙ подтип, характеризующий актуальное состояние человека.
Формула третьего рисунка указывает на ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ подтип, который характеризует осознаваемое или неосознаваемое стремление к изменениям, указывающее направление от нежелательного состояния к желаемому.
Следует специально отметить, что первые три рисунка должны обязательно иметь все геометрические формы, составляющие в сумме десять элементов. Только полные изображения фигуры человека, имеющие в сумме десять элементов, классифицируются как тип или подтип. В случае отклонения от инструкции проводится коррекция изображения.
Рефлексивная заметка: часто в интернете встречается 

Формула свободного рисунка
Формула четвертого рисунка, выполненного в свободной манере без ограничения количества элементов в изображении человека, не характеризует тип или подтип, а символически описывает ПОДАВЛЯЕМЫЕ ТЕНДЕНЦИИ самовосприятия и восприятия других людей. Формула четвертого рисунка анализируется в сопоставлении с тремя первичными формулами и дает представление о глубинном Я личности.

Формула изображения лица
Формула пятого рисунка, в котором испытуемый рисует одно лицо, используя ограниченное количество элементов с обязательным включением каждой из геометрических форм, не характеризует тип или подтип аналогично свободному рисунку. Изображение лица позволяет, словно через увеличительное стекло, выявить особенности самовосприятия и проекцию социального Я тестируемого. Формула пятого рисунка анализируется в сопоставлении с предыдущими четырьмя изображениями.


ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 
(+ соотношение типов и подтипов в ТиГр)



Ниже приводятся обобщенные портреты каждого из восьми типов.
I тип (811, 712, 721, 613, 622, 631) – «организатор» («руководитель»)
Агостеник (лат. ago – ведущий, sthenos – сила, греч. dromos – путь) – «тот, кто обладает достаточной силой, чтобы вести других за собой».
Легко адаптируются в социальной сфере. Склонны к руководству и организаторской деятельности. Ориентированы на авторитеты и значимые в обществе нормы поведения. Часто обладают даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития (высокий предметный темп по темпераменту). Стремятся к доминированию над другими. Те, кто осознает это свойство и обладает развитым уровнем самоконтроля, пытаются удерживать себя в определенных границах.
Их отличает выраженная потребность в активных действиях. Развита крупная психомоторика. Большое значение имеет не только результат, но и сам процесс его осуществления. При оценке как успехов, так и неудач склонны к преувеличению. Встречая препятствия, становятся крайне возбудимыми. В социальных отношениях выделяются решительностью и азартом. В отношениях с другими склонны занимать позицию лидера. В напряженных межличностных ситуациях преобладает стратегия соперничества. Требуют признания, стремятся обратить на себя внимание окружающих. Всеми силами пытаются оправдать возложенное на них доверие. Считают себя ответственными за многое и демонстрируют это перед другими. В крайних случаях склонны к гипертрофированной ответственности, переходящей в демонстративное самобичевание или предъявление повышенных требований к окружающим.
Зависимы от сиюминутного настроения. Импульсивны в принятии решений. Могут принимать решение, которое им кажется правильным в данный момент, не предполагая, что оно может повлечь за собой неприятности в дальнейшем.
1. Характеристики типа по результатам факторного анализа опросника самоописания (Либин А.В., Либина Е.В., 1993) (в скобках указан коэффициент связи данного пункта с типом, описанным соответствующей шкалой):
Мне приходится брать ответственность на себя, потому что другие этого делать не хотят (0.73).
Я неисправимый энтузиаст (0.69).
Решения я принимаю без колебаний (0.62).
2. Экспертная оценка. Ведущий, властный, деятельный, организующий.
3. Отношения с противоположным полом. «Родительский» партнер, который готов воспитывать другого и заботиться о нем. Предпочитает, чтобы партнер занимал «детскую» позицию.
4. Общепсихологический статус. Мыслительный экстраверт.
Дополнительные характеристики:
предпочтение зеленого цвета по Люшеру; ель в тесте «Дерево»; повышение по третьей шкале MMPI; стиль соперничества по методике Томаса; невроз по истерическому типу.

II тип (514, 523, 532, 541) – «старательный работник» («ответственный исполнитель»)
Орстеник (лат. ordinatus-упорядоченный) – «обладающий силой упорядочивать неопределенные ситуации».
Предметно-ориентированы. Для них «умение делать дело» является первоочередным. Стремятся добиваться совершенства в овладении профессией. Обладают высоким чувством ответственности. Требовательны к себе и другим. В отношениях довольно щепетильны. Высоко ценят справедливость и обладают повышенной чувствительностью к правдивости. Характеризуются многими чертами «организаторов», однако в принятии ответственных решений их часто одолевают сомнения.
Во взаимоотношениях отличаются излишней деликатностью. Считают неудобным отказать в просьбе. Берутся за все дела, зачастую переоценивая свои возможности в их выполнении. Уверены, что могут справиться с любым делом в одиночку. Не могут передать часть своей работы другому, доверяя лишь себе. Упрямство часто воспринимается ими как отстаивание своих принципов. Излишне интенсивно переживают даже незначительные неудачи.
Окружающие считают их трудолюбивыми и жестко относящимися к себе. Этих же качеств они ожидают от других. Могут выдерживать значительные умственные нагрузки, хотя высокая интенсивность работы вызывает раздражение. Не могут быстро включаться в процесс, так как им необходим длительный подготовительный период. Сам процесс деятельности не приносит особого удовлетворения, зато существенное значение придается результату. Чувствуют себя дискомфортно, когда процесс остается незаконченным.
Осанка скована. В манерах и движениях присуща сдержанность. Физиологическая реактивность организма повышена, что обуславливает резкие изменения в эмоциональном состоянии под воздействием внешних факторов. Склонность к соматическим заболеваниям нервного происхождения.

1. Самоописание:
Мне говорят, что я себя не жалею (0.70).
Мое стремление не упускать мелочей в работе вызывает недовольство окружающих (0.65).
В отношениях с другими мне свойственны бесконфликтность и дипломатичность (0.61).
2. Экспертная оценка. Дипломатичный, исполнительный, пунктуальный, щепетильный.
3. Отношения с противоположным полом. Ориентирован на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.
4. Общепсихологический статус. Интуитивный интроверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение синего цвета по Люшеру; изображение очерченной кроны в тесте «Дерево»; повышение по первой шкале MMPI; стиль сотрудничества по методике Томаса; невроз по неврастеническому типу.

III тип (433, 343, 334) – «инициатор» («фантазер»)
Тоностеник (лат. ton – напряженность, negativus – отрицательный) – «обладающий силой трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы».
Легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом». Стремятся к овладению выбранной предметной деятельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Нередко испытывают отчужденность, чувствуя себя не такими, как все. Склонны следовать своим представлениям о мире, которые зачастую бывают далеки от реальности. В затруднительных ситуациях склонны к фантазированию. Легко устанавливают контакты с окружающими и умеют сохранять с ними определенную дистанцию. В критических межличностных ситуациях уходят в себя, внешне демонстрируя невозмутимость.
Отличаются разнообразием способностей, начиная от умения описывать пережитые события и заканчивая рисованием, рукоделием. Склонны к деятельности, требующей хорошо развитых навыков тонкой моторики. Не выносят рутины. От скучной и монотонной работы впадают в подавленное состояние. Смена деятельности их вдохновляет, новые возможности – окрыляют. В рамках одной профессии им тесно, поэтому они могут совершенно неожиданно ее сменить и заняться чем-то новым. Зачастую хобби становится их второй профессией. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся различными видами искусства, такими как литературное и театральное творчество, цирковое искусство, мультипликация, реклама и дизайн.

1. Самоописание:
Близкие упрекают меня в непрактичности (0.67).
Я стремлюсь создавать вокруг себя непринужденную обстановку (0.66).
Я чувствую себя одиноко среди других людей (0.53).
2. Экспертная оценка. Воодушевленный, порывистый, увлеченный.
3. Отношения с противоположным полом. Романтический партнер, для которого важное значение имеют сентиментальные символы. Чувствует себя обманутым, когда партнер не признает или игнорирует романтический тон в отношениях.
4. Общепсихологический статус. Эмоциональный интроверт.

Дополнительная характеристика:
повышение по четвертой шкале MMPI; выраженность факторов О и М по Кэттеллу.

IV тип (181, 271, 172, 361, 262, 163) – «эмотивный» («эмпатический»)
Эмфостеник (греч. emphasis – выразительный) – «обладает силой передавать эмоции и переживания различными средствами».
Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим. Тяжело переживают драматические сцены даже в кинофильмах. Трудные жизненные обстоятельства могут надолго выбить из колеи. Сопереживающие. Проблемы других людей вызывают у них участие и сочувствие. Склонны тратить на заботу о других слишком много сил и энергии, что зачастую затрудняет реализацию их собственных интересов и способностей. Отличаются повышенной готовностью к спонтанному выражению эмоций и импульсивным поступкам. Стремятся к освоению различных видов деятельности. Однако более продуктивны в случае выбора какой-либо одной области. Чувствительны к тончайшим нюансам отношений. Болезненно воспринимают изменения во взаимоотношениях с другими. Глубоко переживают размолвки. Отличаются устойчивостью переживаний. Долго находятся под впечатлением событий, в которых им пришлось участвовать. Общительны и непринужденны в контактах с окружающими. Склонны к отрицанию и подавлению затруднений в межличностных отношениях. Стремятся к соблюдению принятых в группе норм поведения. Характеризуются повышенной восприимчивостью к оценке себя и своей деятельности со стороны других.

1. Самоописание:
Чужие проблемы я принимаю слишком близко к сердцу (0.66).
К любой встрече мне нужно обстоятельно подготовиться (0.58).
Не упущу случая взять автограф человека, которым восхищаюсь (0.51).
2. Экспертная оценка. Впечатлительный, осторожный, располагающий, душевный.
3. Отношения с противоположным полом. Душевный партнер.
4. Общепсихологический статус. Сенсорный экстраверт.

Дополнительная характеристика:
повышение по 7 и 9 шкалам MMPI.

V тип (451, 352, 154, 253) – «интуитивный» («сенситивный», тревожно-мнительный»)
Констеник (лат. contradictorily – противоречивый) – «обладающий силой многое подвергать сомнению».
Обладают высокой чувствительностью нервной системы и ее быстрой истощаемостью. Выраженная эмоциональная лабильность. Эффективнее работают, имея возможность переключаться с одного вида деятельности на другой. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Подвержены переживаниям по поводу возможного неблагоприятного развития событий. Действуют по первому побуждению или долго не могут на что-либо решиться вообще. Их нерешительность является следствием затруднений в быстрой переработке большого объема поступающей информации. Они пытаются охватить необъятное и постичь невозможное. Это приводит к сложностям в выражении своих мыслей и чувств. Прямодушны. Их слова зачастую опережают мысли, а привычка «говорить правду в глаза» приводит к осложнениям в отношениях. Окружающие их зачастую не понимают или понимают превратно. В коллективе вырабатывают собственные нормы поведения и следуют им. В социальном поведении ориентированы на определенную группу людей, как правило, немногочисленную. Чувствуют в себе силы для того, чтобы играть в коллективе роль неформального лидера. Реализации этой потребности может мешать неуверенность в себе, порождаемая страхом выглядеть смешными в глазах окружающих. Дискомфортное состояние возникает из-за внутреннего противоречия «все понимаю, но ничего не могу с собой поделать». Склонны к самоанализу, к критической оценке собственных поступков и переживаний. Вместе с тем их точка зрения довольно трудно корректируется другими. Предпочитают постоянно контролировать обстоятельства во избежание стрессовых ситуаций. Свободолюбивы. Бурно реагируют на любые ограничения. Физически не переносят беспорядка. Из-за последнего конфликтуют с окружающими. Отличаются повышенной ранимостью. Сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

1. Самоописание:
Когда мои слова опережают мысли, я попадаю в неловкое положение (0.69).
Привычка «говорить правду в глаза» создает мне в жизни ненужные сложности (0.62).
Выполнение однообразной работы меня тяготит (0.58).
2. Экспертная оценка. Естественный, критичный, мнительный, прямодушный.
3. Отношения с противоположным полом. Считают, что в браке самым главным является взаимопонимание.
4. Общепсихологический статус. Интуитивный экстраверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение желтого цвета по Люшеру; четко прорисованные листья в тесте «Дерево»; невроз по психастеническому типу.

VI тип (442, 424, 244) – «независимый» («свободный художник»)
Илостеник (лат. immunus – свободный, logos – отношение) – «обладающий силой настаивать на своем, быть независимыми в отношениях».
Характеризуются богатым воображением и пространственным видением. Вовлечены в различные виды технического, художественного или интеллектуального творчества. Чаще интровертированы. Так же как и интуитивный тип, живут собственными нормами. Устойчивы к давлению со стороны социального окружения. Эмоционально возбудимы. Одержимы оригинальными идеями. Активность и эффективность их работы возрастает при увеличении напряженности. Неблагоприятные обстоятельства их мобилизуют.
Способны рассуждать и действовать независимо. Умеют отстаивать собственную точку зрения. Трудно примиряются со своими ошибками. Бурно реагируют на замечания окружающих, воспринимают критику «в штыки». Не торопятся проявлять инициативу при установлении контактов. Переживания стараются скрывать от окружающих, проявляя несвойственную им оживленность. Стремятся к созданию доверительных отношений, но очень осторожны в установлении доверительных отношений. Установившиеся связи с другими людьми отличаются глубиной и продолжительностью. При общении с малознакомыми людьми занимают позицию рассудительного Взрослого, хотя в близких отношениях предпочитают играть роль своевольного Дитя.

1. Самоописание:
Я всегда страдаю из-за собственных промахов (0.67).
В споре я легко могу пойти на открытый конфликт (0.61).
Даже в интересах дела я не могу сотрудничать с неприятными мне людьми (0.59).
2. Экспертная оценка. Возбудимый, настойчивый, независимый, резкий.
3. Отношения с противоположным полом. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную позицию по отношению к своему партнеру. Стремится соблюдать дистантность и хочет, чтобы партнер с уважением относился к его требованиям.
4. Общепсихологический статус. Сенсорный интроверт.

Дополнительная характеристика:
повышение по 8-й и 9-й шкалам MMPI; астено-невротический тип по Шмишеку-Леонгарду.

VII тип (415, 325, 235, 145) – «коммуникативный» («переменчивый»)
Инстеник (лат. initiare – начинать) – «обладающий легкостью в пробуждении активности».
Расторможены в поведении и речи. Непосредственны в социальных отношениях. Легко вовлекаются в ситуацию и так же легко из нее выходят. Бурно реагируют на происходящие события. По сиюминутному порыву соглашаются участвовать в делах, которые являются помехой на пути к ранее намеченным целям. Легко переносят неопределенные отношения, неловкие ситуации и конфликтные обстоятельства. Обладают экономическим чутьем. Умеют быстро реагировать в незнакомой обстановке. Вместе с тем может быть понижена чувствительность к текущей ситуации, из-за чего склонны делать поспешные выводы. Зачастую бросают начатое дело, не доводя его до конца. Более успешны при такой организации процесса, когда есть возможность переключаться с одного дела на другое. Обладают высокой самооценкой, уверены в себе.

Самоописание:
Многих почему-то раздражает моя непосредственность (0.64).
Я затрудняюсь в правильном изложении своих мыслей письменно (0.53).
В своих суждениях я опираюсь на здравый смысл (0.49).
Экспертная оценка. Бойцовский, изворотливый, напористый, переменчивый.
Отношения с противоположным полом. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное повседневные тяготы совместной жизни.
Общепсихологический статус. Эмоциональный экстраверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение красного цвета по Люшеру.

VIII тип (118, 127, 217, 316, 226, 136) – «самодостаточный» («технически ориентированный»)
Аргостеник (лат. аrmаrе – укреплять, греч. herma – опора) – «обладающий достаточной силой выдерживать нагрузки».
Эмоционально стабильные. Поведение характеризуется тенденциями, противоположными эмотивному типу. В большинстве случаев владеют собой и последовательно придерживаются определенных правил. Избегают общения с теми, кто не умеет скрывать своих чувств. «Разговору о жизни или по душам» предпочитают целенаправленную беседу. Прежде чем завязать знакомство, стараются получше присмотреться к предполагаемому партнеру. Чувствительность к переживаниям других людей слегка понижена вследствие поглощенности предметной (деловой) стороной общения. Проявляют строгость к себе и другим. Будучи хорошими специалистами, могут отлично организовывать предметную сторону дела. Склонны замыкаться в кругу собственных проблем.
Обладают развитым самоконтролем. В затруднительных ситуациях расчитывают только на свои силы. Считают себя, а не обстоятельства, ответственными за собственные успехи и неудачи. Больше предпочитают индивидуальную работу. В коллективе занимаются организацией процесса предметной деятельности. В работе создают собственную систему. Не склонны пользоваться опытом и наработками других. Детально продумывают варианты своих действий. Обладают развитыми «ручными» навыками и образным воображением. Это дает им возможность успешно заниматься техническими видами творчества, архитектурой, информационными системами и техническими средствами.

Самоописание:
Мне нравится действовать в умеренном режиме (0.70).
Любое детальное обсуждение, по-моему, только мешает выполнению конкретного дела (0.65).
Я всегда делаю то, что говорю (0.58).
Экспертная оценка. Выдержанный, размышляющий, стабильный, уравновешенный.
Отношения с противоположным полом. Рациональный партнер: управляет своими эмоциями, точно соблюдает права и обязанности.
Общепсихологический статус. Мыслительный интроверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение фиолетового цвета по Люшеру; в тесте «Дерево» рисунок выполнен схематично, ветви без листьев; интроверсия по тесту Айзенка (EPI).
======
Дополнительные сведения об интерпретации теста (подробно описаны в книге):
Общий анализ рисунков осуществляется по нескольким параметрам, которыми являются:
• использование свободного пространства листа;
• размеры рисунка относительно всего свободного поля;
• наклон рисунка – без наклона, наклон вправо или влево;
• динамика рисунка – статическое изображение, в движении, в позе сидя или лежа;
• полнота или законченность рисунка – законченный рисунок, неполный, изображение только головы;
• пропорции изображения;
• последовательность выполнения рисунка.
Психологический анализ дополнительных атрибутов в изображении фигуры человека позволяет выявить зоны особого внимания, которые являются графической проекцией компенсаторных механизмов поведения. (описание приведено в книге(см. источник)).
К дополнительным атрибутам относится изображение:
1) прически или украшения в виде бантов, короны;
2) шапки на голове;
3) таких аксессуаров одежды, как пуговицы, ремни, нагрудные и накладные карманы;
4) дополнительных внешних аксессуаров типа сумочки или шарика в руке;
5) оружия в руках;
6) внешнего фона.

Источник:
Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики «Психографический тест. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм», в котором авторы (А.В. Либина, В.В. Либин, А.В. Либин) подробно описывают основные принципы проведения, анализа и интерпретации психографического проективного теста. Системное изложение основных принципов разработки теста, начиная с подробной инструкции по его проведению и интерпретации уникальной диагностической системы, дополняется иллюстрациями и случаями из консультативной практики, обширным аналитическим обзором литературы по рисуночным методикам.

Читать также
Ремарка к рубрике "Диагностика"
Опросник "Профессиональное выгорание" (экспресс-методика разработана Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексон)
Методика «Кинетический рисунок семьи»
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)
Методика диагностики копинг-механизмов (Тест Э. Хайма)

Комментариев нет :

Отправить комментарий