Одним из важных направлений работы социального педагога является работа с семьёй. Отталкиваясь от конкретной ситуации, учитывая воспитательный потенциал семьи, её тип, социальный педагог принимает решение об использовании определённых приёмов, методов и проч. для оказания адресной поддержки.
В случаях, активность и
дееспособность семьи в целом направлены на установление взаимопонимания и
формирование гармоничных и теплых отношений будет актуально предложить членам семьи поиграть в «Семейные псикреты».
Здесь, «на берегу», сразу следует отметить, что важно, чтобы каждый взрослый (социальный педагог, психолог или родитель(и)), который решил поиграть в эту игру, оставался в зоне своей ответственности и четко понимал, каким образом подавать информацию (инструкцию), чтобы она возымела именно то воздействие, которым задаётся.
Создатель игры – немецкий
психотерапевт Гюнтер Хорн, автор серии широко известных социальных игр.
Предназначена она в первую
очередь для родителей с детьми в возрасте от 5 до 12 лет и выбор тематического
содержания карточек обусловлен особенностями возраста, однако в неё с
удовольствием играют и дети постарше, и бабушки с дедушками.
Игра развивает умение внятно
объяснять мотивы, причины и содержание своих поступков. Кроме того, в процессе
игры участники начинают осознавать свои чувства, что редко происходит в обычной
жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков,
поэтому играя, он учится осмысливать своё поведение, поведение других людей и
сравнивать их с общепринятыми нормами.
Ценность этой игры заключается в
том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и
партнёров по игре.
Правила игры.
Перемешанные карточки
переворачиваются рубашкой вверх и кладутся на середину стола. Для игры
вчетвером рекомендуется брать 24-28 карточек. Самый младший участник начинает
игру: берёт одну из карточек и зачитывает её вслух. Дальше все берут карточки и
читают по очереди, по часовой стрелке. Если участник считает, что прочитанное
ему подходит, он оставляет эту карточку себе. Если думает, что содержание
карточки больше подходит кому-то другому, он предаёт эту карту ему и старается
обосновать свою позицию. Если этот участник тоже считает, что карта ему не
подходит, он передаёт её дальше или кладёт в отдельную стопку – «корзина для
мусора». Когда все карты распределены, у каждого участника получается что-то
типа рассказа о себе, или «психологического портрета», и все зачитывают свои
портреты вслух. Важно, чтобы ребенок, услышал, «какой он на самом деле», от
лица значимого взрослого, поэтому приветствуется назначение «дикторов».
Например, Ваня говорит: «А мои карточки пусть прочитает… мама! Мам, а ты свои кому отдашь прочитать
папе?» - «Да, согласна, пусть мои карточки прочитает папа» и т.д.
Рекомендации родителям.
Свободная игровая остановка очень
важна и для детей и для взрослых, ведь именно в игре можно с юмором, без
авторитарного давления, без боязни наказания высказывать свои мыли, делиться
какими-то секретами, чувствовать заинтересованность и поддержку друг друга.
Играя, даже маленькие участники могут приводить весомые аргументы, защищая свою
позицию.
В игре родители могут слегка
«отпустить вожжи», позволить себе похулиганить и подурачиться, чтобы все смогли
почувствовать себя ближе друг другу. При этом важно помнить, что каждый из нас
в определённый момент времени играет несколько ролей – супруга, ребенка и
родителя. Соответственно, если взрослому попалась карточка «Я с удовольствием
помогаю маме», вместо того, чтобы передавать карточку детям, ему стоит
подумать, помогает ли он сейчас или помогал ли в детстве своей собственной
маме. Например, если папе досталась карточка «Я иногда совершаю глупые
поступки», он может подумать, бывают ли такие моменты, когда ему хочется
подурачиться. Контакт со своим «внутренним ребенком» помогает участникам быть в
равных позициях, отвечать каждому за себя, а также способствует созданию
игровой атмосферы.
Живой пример из практики
психолога.
Одна семья (мама, папа,
семилетняя дочь и десятилетний сын) начали играть в эту игру. Для сеанса игры
из всей колоды наугад отбирали около 24-26 карт. Таким образом, по завершении
игры у каждого участника оставался психологический портрет из 6-7 карточек.
Дочку пришлось предупреждать, что цель игры
- не набрать максимальное количество карточек, а познакомиться с «секретами»
мамы, папы и брата. Ей эта идея очень понравилась, и она решила взять игру с
собой, когда семья поехала в гости к бабушке и дедушке на выходные. Но бабушка,
к сожалению, не смогла участвовать, потому что хотела успеть приготовить обед.
Поэтому семья закончила игру сама, а бабушке пришлось отгадывать, чьи карточки
кому из домашних соответствуют. Это было очень весело, ей с лёгкостью удалось
различить стопки карточек внука и внучки. А вот с карточками сына и невестки
возникли сложности. В конце концов бабушке удалось угадать карточки сына, среди
которых были следующие «Когда другие дерутся, я пытаюсь их разнять» и «Я
ребёнок, который очень много смеётся». Бабушка признала, что именно по этим
карточкам и отгадала сына.
Эта семья поделилась своей
находкой – правилом, что кто-то становится водящим и, не участвуя в самой игре,
отгадывает по «психологическим секретам» (то есть «псикретам») портреты
остальных.
Возможно, вы придумаете какие-то
свои варианты игры или дополнительные правила.
Игра включает 104 карточки с фразами,
описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки,
интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены
семьи могут дописать то, что считают важным, и что они не нашли в предложенных
вариантах:
1.
Часто
я говорю больше, чем другие.
2.
С
чужими людьми я ни за что никуда не пойду.
3.
Мне
легко найти друга или подругу.
4.
Когда
мои родители были детьми, им жилось лучше, чем мне.
5.
В
общественном транспорте я всегда уступаю месть тому, кто нуждается.
6.
Мне
хотелось бы иметь друга, который играл бы только со мной.
7.
Если
мне подарят домашнее животное, я буду ухаживать за ним самостоятельно.
8.
Я
думаю, что моим родителям иногда стыдно за меня.
9.
Прежде
чем зайти в комнату родителей, я стучусь.
10.
Если
я очень разозлюсь, мне нужно много времени, чтобы успокоиться.
11.
Зубного
врача я ни капельки не боюсь.
12.
Я
с удовольствием помогаю маме.
13.
Если
я прошу прощения, мне становится легче.
14.
Если
я чего-то хочу и не получаю этого, я злюсь.
15.
После
пользования туалетом я очищаю унитаз при помощи щётки.
16.
Мне
бы хотелось больше смотреть телевизор.
17.
Играть
с родителями, мне нравиться больше, чем смотреть телевизор.
18.
Сладостей
мне всегда мало.
19.
Мне
бы хотелось быть единственным ребенком в семье.
20.
Я
стараюсь не ябедничать.
21.
Мне
страшно подумать, что я могу попасть в больницу.
22.
Если
другого хвалят, мне тоже хочется, чтобы меня похвалили.
23.
Если
мои родители захотят развестись, мне будет плохо.
24.
Обычно
у меня хорошее настроение.
25.
Иногда
у меня бывает плохое настроение, а я не знаю почему.
26.
Я
не сплетничаю о других.
27.
Мне
неловко спрашивать про отношения между мужчинами и женщинами.
28.
Я
люблю делать что-нибудь вместе с папой.
29.
Когда
в комнате никого нет, я даже могу поковырять в носу.
30.
Когда
родители спят, я веду себя тихо.
31.
Каждое
утро я самостоятельно убираю постель.
32.
Мне
больше нравиться играть с девочками.
33.
Обычно
я говорю меньше, чем другие.
34.
Я
чищу зубы каждый день.
35.
Я
люблю ездить в метро.
36.
Бывает,
что я беру чужие вещи без спроса.
37.
Если
мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали.
38.
С
чужими вещами я обращаюсь очень аккуратно.
39.
Я
люблю, когда мама или папа укладывают меня в постель.
40.
Мне
интереснее играть с другими, чем смотреть телевизор.
41.
Иногда
мне хочется что-то украсть.
42.
Когда
мама что-нибудь для меня делает, я её за это благодарю.
43.
Если
на меня кричат, я всё равно сохраняю спокойствие.
44.
Иногда
со мной что-то случается, от чего мне бывает стыдно.
45.
Быть
взрослым лучше, чем ребенком.
46.
Я
не люблю чисть зубы.
47.
Я
не люблю смотреть фильмы, где много убийств и крови.
48.
Мне
трудно извиняться.
49.
В
некоторых ситуациях мне бывает себя жалко.
50.
Если
мне кто-нибудь нравится, я могу ему это показать.
51.
Вставать
по утрам я не люблю.
52.
Мне
скучно ходить медленно.
53.
Мне
кажется, что взрослым хорошо иметь мужа или жену.
54.
Мне
бы хотелось, чтобы родители помогали мне делать домашние задания.
55.
Я
стараюсь не мусорить.
56.
Когда
я играю, я всегда соблюдаю правила игры.
57.
Мне
легко подать другому человеку руку, чтобы поздороваться.
58.
Если
я надолго выхожу из комнаты, я выключаю свет.
59.
Я
думаю, что мои родители иногда мною гордятся.
60.
Я
стараюсь есть аккуратно.
61.
Когда
я кашляю или чихаю, я прикладываю ладонью рот.
62.
Когда
другие говорят, то я не перебиваю, а говорю только тогда, когда они закончат.
63.
Я
люблю смотреть боевики.
64.
Я
боюсь, что у нас тоже может начаться война.
65.
Проигрыш
в игре меня не особенно расстраивает.
66.
Мне
бы хотелось позже ложиться спать.
67.
Иногда
я думаю о смерти.
68.
Если
кому-то плохо, я пытаюсь ему помочь.
69.
Я
получаю гораздо больше удовольствия от игр, если моя работа уже закончена.
70.
Иногда
я злюсь на самого себя.
71.
Мне
часто говорят, что я все делаю медленно.
72.
После
работы или еды я часто вытираю испачканные руки об одежду.
73.
Мне
бы хотелось ещё раз стать маленьким.
74.
Я
люблю сидеть дома.
75.
В
своей комнате я убираюсь самостоятельно.
76.
Я
боюсь врачей.
77.
Иногда
мне хочется побыть в одиночестве.
78.
Когда
другого хвалят, я радуюсь вместе с ним.
79.
Мне
тяжело спокойно сидеть за столом.
80.
Я
стараюсь не выбрасывать хлеб.
81.
Для
меня важно вести себя так, чтобы моя совесть была чиста.
82.
Я
встаю по утрам самостоятельно, и будить меня не нужно.
83.
Иногда
мне бывает страшно, что я могу потерять маму или папу.
84.
Если
ко мне кто-то пристаёт, я не могу за себя постоять.
85.
Если
мои родители ссорятся, я пытаюсь их примирить.
86.
Я
люблю делать что-нибудь вместе с мамой.
87.
Я
часто упрямлюсь.
88.
Я
самый любимый ребенок в семье.
89.
Когда
другие дерутся, я не вмешиваюсь.
90.
Я
боюсь темноты.
91.
Когда
ссорятся мои близкие, мне бывает страшно.
92.
Мне
часто приходится делать то, что я не люблю.
93.
Мне
гораздо веселее с друзьями, чем с семьёй.
94.
Если
один из родителей мне в чем-нибудь отказывает, я пробую получить это от
другого.
95.
Если
мне не напоминать о работе по дому, я о ней забываю.
96.
Когда
я разговариваю со взрослым, мне бывает трудно смотреть ему в глаза.
97.
Я
часто бываю не в духе.
98.
Мне
бы хотелось иметь карманные деньги
99.
Иногда
мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить.
100.Я люблю шумные компании.
101.Я никогда не хлопаю дверью.
102.Иногда меня охватывает такая ярость, что я потом об
этом сожалею.
103.Если мне кто-нибудь не нравится, я ему этого не
показываю.
104.Карманные деньги я обычно сразу же трачу.
Источник: часть материала из
инструкции к игре, её составитель Е.Хеллингер, детский психотерапевт,
официальный соавтор игры на территории России и бывшего СНГ.
Читать также:
Эта методика очень заинтересовала меня. Хочу применить ее в своем классе.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ванда, если у Вас будет возможность, поделитесь результатами применения; интересно, поскольку у каждом случае - разные вариации и реакции участников игры
Удалитьспасибо!
ОтветитьУдалить