5 мар. 2015 г.

Особенности людей «выгорающих» и «устойчивых к выгоранию»

                                 Господи,
                                 дай мне терпение принять то,
                                 что я не в силах изменить.
                                 Дай мне силы изменить то,
                                 что я могу изменить.
                                 И дай мне мудрость научиться
                                 отличать одно от другого.
                                                       /Рейнольд Нейборо/


Правомерно в профилактике профессионально выгорания педагогов  говорить не о коррекции или психологической помощи, а о самопомощи и самокоррекции, за счёт ресурсов устойчивости к выгоранию - способности специалиста жить и работать в «заданных условиях» и при этом быть эффективным и развиваться не благодаря специально созданным кем-либо «благоприятным условиям», а вопреки трудностям. 
Лучший способ понять, что на самом деле является наиболее важными ресурсами устойчивости, - провести сопоставительный анализ особенностей людей «выгорающих» и «устойчивых к выгоранию»

Характеристики
«Выгорающие»
«Устойчивые к выгоранию»
Отношение к жизни
Пессимизм, страх будущего, ожидание неприятностей
Оптимизм, принятие жизни во всех её проявлениях
Отношение к работе
Восприятие работы или как способа самоутверждения или вынужденности. Важен престиж и поощрения руководства
Любовь к своей работе, умение постоянно вносить в неё элементы новизны. Отсутствие стремления к высокому статусу и почестям
Способность к самостоянию (опора на себя)
Недостаток самостояния, преобладание «внешнего локуса контроля»
Развитая способность к самостоянию: высокий уровень субъективного контроля, «внутренний локус контроля»
Вера в себя
Некоторая неуверенность в себе и своём профессионализме; тревожность; ранимость к реакциям коллег и учеников
Уверенность в себя и своём профессионализме даёт ощущение «спокойной силы»
Самооценка
Неустойчива и неадекватна (завышенная или заниженная)
Устойчива и достаточно адекватна (позитивное самовосприятие)
Притязание на признание
Зависимость от оценок окружающих проявляются как амбициозность и демонстрация уверенности или как конформизм
Самодостаточность и относительная независимость от мнений и оценок окружающих
Стиль, стратегия поведения
Подавляющая или избегающая стратегии, в основе которых лежит рассогласование механизма идентификации обособления
Соучастная стратегия, в основе которой лежит осознанное использование идентификации и обособления
Саморегуляция
Недостаток саморегуляции. Ригидность (косность)
Хорошая саморегуляция. Гибкость поведения
Отношение к помощи
Либо запрет на обращение за помощью и принятие предлагаемой помощи, либо постоянный поиск «спасателей» и «советчиков»
При необходимости обращаются за поддержкой и помощью к коллегам и специалистам

Устойчивые к выгоранию специалисты, - это вовсе не одинокие герои, обладающие сверхестественными способностями и не нуждающиеся ни в ком. Все они – люди, высоко ценящие «роскошь человеческого общения», готовые не только помогать своим друзьям, родным и пациентам, но и принимать помощь от них.

Закономерен вывод от том, что устойчивость к выгоранию в большей мере коренится во внутреннем мире человека, чем во вне. «Выгорит» специалист или нет, зависит от его внутренних ресурсов, и прежде всего от степени его личностной зрелости, выражением которой становятся жизненная позиция человека, способность к самотоянию, ответственность и, конечно, саморегуляция, то есть умение «властвовать собой», удерживать себя в рамках психической и этической нормы даже в предельно напряженных ситуациях общения.

Освоение педагогами средств самоподдержки и аутокоррекции автор считает важнейшим направлением профилактики профессионального выгорания.

Источник: Н.Г. Осухова / учебно-методической пособие "Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не сгореть на работе"/ ПУ "Первое сентября", 2011г.

Читать также

1 комментарий :

  1. Хорошая таблица сопостовительного анализа, возьму в копилочку)) пригодится! Срасибо.

    ОтветитьУдалить