Господи,
дай мне
терпение принять то,
что я не
в силах изменить.
Дай мне
силы изменить то,
что я
могу изменить.
И дай
мне мудрость научиться
отличать
одно от другого.
/Рейнольд Нейборо/
Правомерно
в профилактике профессионально выгорания педагогов говорить не о коррекции или психологической
помощи, а о самопомощи и самокоррекции, за счёт ресурсов устойчивости к
выгоранию - способности специалиста жить и работать в «заданных условиях» и при
этом быть эффективным и развиваться не благодаря специально созданным кем-либо
«благоприятным условиям», а вопреки трудностям.
Лучший
способ понять, что на самом деле является наиболее важными ресурсами
устойчивости, - провести сопоставительный анализ особенностей людей «выгорающих»
и «устойчивых к выгоранию»
Характеристики
|
«Выгорающие»
|
«Устойчивые к выгоранию»
|
Отношение
к жизни
|
Пессимизм,
страх будущего, ожидание неприятностей
|
Оптимизм,
принятие жизни во всех её проявлениях
|
Отношение
к работе
|
Восприятие
работы или как способа самоутверждения или вынужденности. Важен престиж и
поощрения руководства
|
Любовь
к своей работе, умение постоянно вносить в неё элементы новизны. Отсутствие
стремления к высокому статусу и почестям
|
Способность
к самостоянию (опора на себя)
|
Недостаток
самостояния, преобладание «внешнего локуса контроля»
|
Развитая
способность к самостоянию: высокий уровень субъективного контроля, «внутренний локус контроля»
|
Вера
в себя
|
Некоторая
неуверенность в себе и своём профессионализме; тревожность; ранимость к
реакциям коллег и учеников
|
Уверенность
в себя и своём профессионализме даёт ощущение «спокойной силы»
|
Самооценка
|
Неустойчива
и неадекватна (завышенная или заниженная)
|
Устойчива
и достаточно адекватна (позитивное самовосприятие)
|
Притязание
на признание
|
Зависимость
от оценок окружающих проявляются как амбициозность и демонстрация уверенности
или как конформизм
|
Самодостаточность
и относительная независимость от мнений и оценок окружающих
|
Стиль,
стратегия поведения
|
Подавляющая
или избегающая стратегии, в основе которых лежит рассогласование механизма
идентификации обособления
|
Соучастная
стратегия, в основе которой лежит осознанное использование идентификации и
обособления
|
Саморегуляция
|
Недостаток
саморегуляции. Ригидность (косность)
|
Хорошая
саморегуляция. Гибкость поведения
|
Отношение
к помощи
|
Либо
запрет на обращение за помощью и принятие предлагаемой помощи, либо
постоянный поиск «спасателей» и «советчиков»
|
При
необходимости обращаются за поддержкой и помощью к коллегам и специалистам
|
Устойчивые
к выгоранию специалисты, - это вовсе не одинокие герои, обладающие
сверхестественными способностями и не нуждающиеся ни в ком. Все они – люди,
высоко ценящие «роскошь человеческого общения», готовые не только помогать
своим друзьям, родным и пациентам, но и принимать помощь от них.
Закономерен
вывод от том, что устойчивость к выгоранию в большей мере коренится во
внутреннем мире человека, чем во вне. «Выгорит» специалист или нет, зависит от
его внутренних ресурсов, и прежде всего от степени его личностной зрелости,
выражением которой становятся жизненная позиция человека, способность к
самотоянию, ответственность и, конечно, саморегуляция, то есть умение «властвовать
собой», удерживать себя в рамках психической и этической нормы даже в предельно
напряженных ситуациях общения.
Освоение
педагогами средств самоподдержки и аутокоррекции автор считает важнейшим
направлением профилактики профессионального выгорания.
Источник: Н.Г. Осухова / учебно-методической пособие "Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не сгореть на работе"/ ПУ "Первое сентября", 2011г.
Читать также:
Хорошая таблица сопостовительного анализа, возьму в копилочку)) пригодится! Срасибо.
ОтветитьУдалить