19 дек. 2014 г.

Технология (алгоритм) обследования жилищно-бытовых условий (Акт ЖБУ)

               Каждый социальный педагог, классный руководитель/воспитатель обследовал жилищно-бытовые условия семьи. Эта тема не нова для многих педагогов, однако и в настоящее время, в том числе на просторах интернета, встречаются родители, которые не понимают, зачем и на каких основаниях к ним пришли обследовать жилищные условия, порой без предупреждения и в целом посещением педагогов их жилища не довольны.
                Чтобы сократить количество вышеописанных ситуаций, предлагаю обратить Ваше  внимание на основания для проведения акта ЖБУ перечисленные ниже. Если Вы работаете в социально-реабилитационном центре, детском доме, приюте, доме малютки, а может быть и в органах опеки – оснований у Вас достаточно (как правило, детей приводит инспектор по делам несовершеннолетних с соответствующим документом, либо родители или лица их замещающие, либо дети приходят сами).
А если Вы работаете в школе, то отнеситесь внимательнее к выбору аргументов в пользу того, что бы пойти на обследование в квартиру, особенно без предварительной договоренности (ситуации и люди могут быть разные).
Учитывайте в своей работе, что есть такое понятие как неприкосновенность частной жизни [2].

Основания для проведения акта ЖБУ:
Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения). [1]

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.[1]

При проведении обследования выявляются:
I. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;
1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
2. Семейное окружение ребенка.
2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.
3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
IIВ ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.[1]

Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ. В эту комиссию могут входить:
·      социальный педагог;
·      классный руководитель;
·      заместитель директора;
·      инспектор по делам несовершеннолетних;
·      представитель органов опеки и попечительства;
·      участковый полиции;
·      врач, представитель медицинского учреждения;
·      работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ);
·      и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.
Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.
Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.
При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка[1].
Выводы:
·           перед тем, как пойти на обследование ЖБУ надо обозначить  цель и веские основания;
·           понять договариваться о предварительном посещении или нет и четко осознавать последствия своего решения;
·           идти на обследование  надо с кем-то; 
·           в назначенные сроки оформить Акт ЖБУ доставить адресатам и 1 экземпляр себе;
·           подумайте чем вы можете помочь этой семье (только постарайтесь уточнить у родителей нужна ли им помощь и в чём): например, направить в соц.защиту для получении материальной помощи, социального пособия, путевки в детский оздоровительный лагерь, рассказать условия получения льгот; или обратиться в органы местного самоуправления с целью улучшить жилищные условия (получения материалов для косметического ремонта или др.); или просто обратиться к общественности через социальные сети (или лично к своим знакомым) и принести нуждающимся одежду для ребенка, игрушки, книжки и т.п.

Источники:
1.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423
2.  УК РФ статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни.

Ремарка: вы можете написать комментарий, обозначив там свою позицию к статье. Например, многие педагоги ходят по квартирам по одному, и прочее, - поделитесь опытом, думаю он многим будет полезен, ведь обследование ЖБУ никто отменять ПОКА не собирается. 

UPD от 30 мая 2015 года: что бы не быть голословной по поводу недовольных родителей размещаю ссылку - живой пример думающих родителей, которые не ленятся написать статью "Акт ЖБУ семьи: кому это надо?" http://yuliana-chka.livejournal.com/219105.html

Читать также:
Методика диагностики копинг-механизмов (Тест Э. Хайма)
Социальная анкета
Характеристика

Комментариев нет :

Отправить комментарий