Ремарка: перед тем как написать статью о методе наблюдения проанализировала массу источников на эту тему – решила дойти до самой сути (небольшая часть источников размещена под заголовком «Литература» в конце статьи).
Наблюдение, которое мы все используем в повседневной жизни, а в частности социальный педагог на работе (например, когда он наблюдает за поведением учеников на перемене, на уроке, на внеклассном мероприятии, на прогулке и делает по результатам этих наблюдений свои выводы об их отношениях и реакциях) является неорганизованным, случайным и бесплановым. Поэтому если педагог просто наблюдает, это ещё не значит, что он применил метод наблюдения в своей практике.
Если Вы решите воспользоваться Методом «Наблюдение» то:
тщательно продумайте цель, задачи, объект наблюдения, использование средств, составьте план, подготовьте измерительные контрольные материалы, потом активно, целенаправленно, планомерно, преднамеренно и системно наблюдайте и фиксируйте наблюдения, и по окончании проанализируйте и опишите результаты с учётом особенностей и факторов метода, - да! Это очень трудоёмкий и времязатратный метод.
тщательно продумайте цель, задачи, объект наблюдения, использование средств, составьте план, подготовьте измерительные контрольные материалы, потом активно, целенаправленно, планомерно, преднамеренно и системно наблюдайте и фиксируйте наблюдения, и по окончании проанализируйте и опишите результаты с учётом особенностей и факторов метода, - да! Это очень трудоёмкий и времязатратный метод.
Итак,
наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
Наблюдение включает в себя в качестве элементов:
• наблюдателя (субъекта);
• объект;
• средства (различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает наблюдение в составную часть экспериментальной деятельности).
Основные методологические требования к наблюдению следующие:
1. активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его);
2. целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях);
3. планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию);
4. системность (ведение по определённой системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах).
Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами наблюдения, а также связанная с ним проблема воспроизводимости наблюдения.
Важными факторами наблюдения являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор (не) предубеждённости, «заданности» на получение определенного результата.
Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов наблюдения субъективных напластований.
Виды наблюдения:
• фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта)
• флюктурирующее (целостное охватывание объекта).
• прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта);
• косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает),
• непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств);
• опосредованное (приборное).
Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, наблюдение даёт в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте.
Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (наблюдение в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей версификации.
Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науке наблюдение редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте наблюдение всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но всё же служебный метод.
Особую тему задаёт применение метода наблюдения в социальных дисциплинах (социология, антрология, социальная психология). Отношение «наблюдатель - объект» здесь переосмысливается как отношение «наблюдатель - наблюдаемый», который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться наблюдению, изменять поведение в силу наличия факта наблюдения, демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя).
Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создаёт проблемы, требующие своего решения.
Социология впервые смогла опробовать принципиально иную схему наблюдения, когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) наблюдение, в разных вариантах предполагающее разную степень «включения»);
антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, которой был социализирован наблюдатель;
психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода наблюдения в целом.
Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между наблюдением как научной практикой и наблюдением как обычной процедурой повседневной жизни.[1]
Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика и жесты. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований.
Наблюдение бывает нескольких видов:
- стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой),
- свободное (не имеющее заранее установленных рамок), включенное(исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение),
- скрытое (примером может служить телепередача "Скрытая камера").
Наблюдение может быть
- внешним (наблюдение за человеком со стороны) и
- внутренним (самонаблюдение, интроспекция — наблюдение за своими мыслями и чувствами).
Для педагога внешнее наблюдение — это один из основных методов изучения не только поведения воспитанника, но и его характера, а также психических особенностей. По внешним проявлениям педагог судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии учебного материала, об отношениях со сверстниками, взрослыми и т.д.
Наблюдательность является важным профессиональным качеством педагога. Некоторые педагоги ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников А.С. Макаренко написана "Педагогическая поэма"[2].
Источники: 1. В.Л. Абушенко / Новейший философский словарь.
2. Психология и педагогика / Учебное пособие / Москва—Новосибирск / ИНФРА-
М—НГАЭиУ / 2000 / Авторы: Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А.,
Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И.,
Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С.
М—НГАЭиУ / 2000 / Авторы: Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А.,
Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И.,
Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С.
Литература по теме:
Быков А.К., Психолого-педагогический практикум
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998.
Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983.
Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
Хотите возразить, поспорить или согласиться по этой теме? – оставляете комментарии, - поразмышляем вместе
Читайте также:
Методика наблюдения Р. Бейлза
Метод наблюдения (во время урока) или Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н. Фландерса
Ремарка к рубрике "Диагностика"
Читайте также:
Методика наблюдения Р. Бейлза
Метод наблюдения (во время урока) или Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н. Фландерса
Ремарка к рубрике "Диагностика"
Комментариев нет :
Отправить комментарий