..........этот путь индивидуален....... |
Более того, на каждой из
ступенек этой лестницы человек может остановиться, осмыслить ситуацию и
направить усилия на возвращение к себе и людям.
Однако для того, чтобы Вы
смогли сделать это, надо представлять общую картину, увидеть особенности каждого
из основных «этапов пути» (стадии или
фазы этого процесса).
Большинство
исследователей выделяют три этапа (стадии) выгорания. Мы будем говорить о пяти,
добавив в эту привычную схему ещё два: предварительный (предупреждающий) и
финальный (завершающий).
Этап 1.
Предупреждающая стадия.
Один из наиболее
важных «пусковых механизмов» выгорания – сужение жизненного пространства
личности лишь до профессиональной деятельности. Если работа становится главной
ценностью и смыслом всей жизни человека, она обедняет личность.
Излишний «рабочий энтузиазм»
становится особенно разрушительным, если не вознаграждается материально или
хотя бы морально.
Итак,
предупреждающую стадию можно охарактеризовать как чрезмерную вовлечённость
специалиста в профессиональную деятельность. Он жаждет успеха и признания, изо
всех сил старается «быть лучшим», что требует чрезвычайно больших энергетических
затрат.
Основными
диагностическими маркерами предупреждающей стадии являются чрезмерная
активность, отказ от потребностей, не связанных с работой (прежде всего,
сокращению подлежат неформальное общение и отдых), и вытеснение из сознания
переживаний, связанных с неудачами (по известному принципу героини романа «Унесённые
ветром» Скарлетт: «Я подумаю об этом завтра!»). Неудивительно, что возникает
эмоциональное истощение (чувство усталости; бессонница, невнимательность).
Очень важно
заметить эти «первые звоночки» и воспринять их как своеобразный сигнал «SOS!», как предупреждение о том, что
с нами происходит нечто неладное.
Этап 2. Первая
стадия выгорания.
Если специалист не
обращает внимания и продолжает «увеличивать
обороты», он плавно вступает в первую стадию выгорания.
Её основное
психологическое содержание – действие механизма отчуждения, которое приводит к
тому, что М.Буриш называет «снижением уровня собственного участия» в работе.
Прежде всего,
исчезает радость от работы. Все эмоции «притупляются»: люди и события начинают восприниматься «смазано»,
как будто через сероватую пелену или тёмные очки. Появляется некоторая
отстранённость в отношениях с людьми (даже самыми близкими).Всё чаще внутри
возникает смутное раздражение: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
В различных сферах
это проявляется по разному:
а. По отношению к
сотрудникам и пациентам:
- утрата положительного восприятия коллег;
- переход от помощи клиентам к надзору и контролю;
- приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
- доминирование стереотипного поведения;
- проявление негуманного отношения к людям, с которыми работаешь (ученикам, подчинённым, клиентам, пациентам)
- отсутствие эмпатии;
- безразличие;
- циничные оценки;
- стремление уклониться от контактов.
- нежелание идти на работу;
- стремление искусственно продлить перерывы в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
- появление неудовлетворённости работой и перенос акцента на материальный аспект (нередко звучит саркастическая фраза «Они делают вид, что платят нам зарплату, а мы делаем вид, что работаем»);
- появление чувства «люди меня используют»;
- зависть к успешным коллегам и друзьям.
Её основная примета
– отчуждение от людей (от стремления убежать от контактов до ослабления
эмоциональных привязанностей и социальных отношений). Всё чаще возникает раздражение,
а потом и более глубокие негативные чувства по отношению к людям: и к тем, с
кем приходится работать, и к тем, с кем человек общается вне работы. На этой
стадии руководители и продавцы попросту «срываются», «спускают собак» на подчинённых и покупателей. Более «дипломатичные»
педагоги и психологи изо всех сил стараются «держать себя в руках».
Однако наступает
момент, когда раздражение прорывается и «выплёскивается на головы» ни в чём не
повинных людей. После таких «срывов» могут появиться чувство стыда или вины.
Это очень тяжёлые чувства, которые в гуманистической психологии называют «ядовитыми».
Но ещё тяжелее, что причин своего
раздражения «выгорающий» специалист не осознаёт.
На второй стадии
выгорания основными становятся следующие эмоциональные реакции:
а. Депрессия:
- постоянное чувство вины, снижение самооценки;
- безосновательные страхи, апатия, частая смена настроения.
- защитные установки, обвинение других, игнорирование своего «вклада» в неудачи;
- нетерпимость к другим и утрата способности к компромиссу;
- подозрительность и конфликты с окружением.
В интеллектуальной сфере
наблюдается снижение концентрации внимания, ригидность мышления и отсутствие
воображения. Всё это приводит к резкому падению эффективности деятельности:
человек перестаёт проявлять инициативу, стремиться действовать «строго по
инструкции»; наблюдается рост ошибочных реакций.
В сфере
взаимодействия всё отчетливее проявляются признаки отчуждения: преобладает
безразличие. Одни избегают любых неформальных
контактов (даже в отношениях с близкими людьми). У других на фоне безразличия
возникает чрезмерная привязанность к конкретному человеку (которого «выгорающий»
воспринимает как «защитника», «спасителя» или хотя бы «утешителя»). Основным
становиться чувство одиночества и скуки.
Этап 4. Треть
стадия («Истощение»)
Это глубокое
выгорание, затрагивающее личность в целом. Негативные изменения захватывают все
уровни личности:
- от «уплощения» эмоционального отношения к миру и деформации жизненных ценностей (у одних это проявляется в безразличии, у других – в депрессии, у третьих – в обиде на весь мир, который «не ценит усилий»);
- до телесного (психосоматического) уровня, когда интенсивное профессиональное общение нередко аукается головной болью или даже тошнотой, а после работы наступает апатия, сонливость или наоборот, - бессонница. Также наблюдается снижение иммунитета (частые недомогания и простуды). Далее возможны более серьёзные сбои деятельности организма: повышенное давление, тахикардия, постоянные головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения. Искажаются пищевые привычки: у одних появляется отвращение к пище («кусок в горло не лезет»); другие, наоборот, постоянно что-то жуют, как бы стремясь «успокоить» себя и заполнить пустоту внутри.
Этап 5. Завершающая
стадия («Разочарование и отчаяние»).
Её маркеры –
ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни.
Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По
привычке он ещё пытается сохранять внешнюю респектабельность и некоторый
апломб, но, если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и какое-то странное
окаменение тела. Безразлично всё: другие
люди, любимая раньше работа и он сам.
Для тех, кто
опустился на такую глубину выгорания есть только два выхода: первый –
расставание с работой, которая требует постоянного взаимодействия с людьми;
второй – непростая работа по восстановлению себя как человека и профессионала.
Требуется настоящее
мужество, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Почему?
Да
потому, что «ожить» и «заново себя собрать» - работа трудная, а порой и
болезненная. Сначала необходимо «разморозить» «ледяной панцирь бесчувствия» и
вновь получить доступ к своим подлинным чувствам, отчуждение от которых –
результат «работы выгорания». При этом важна специальная работа с
разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности агрессивными).
Результатом
этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства,
которая высвобождает место для прихода нового.
Следующий этап
профессиональной работы предполагает пересмотр жизненных мифов, целей и
ценностей человека, его нередко неконструктивных представлений и отношения к
себе и своей работе. Здесь важно принять и укрепить своё «Я» и переосмыслить
свою профессиональную позицию и способы её реализации в рабочих ситуациях. И,
конечно, принять ответственность за себя, свою жизнь и здоровье и научиться заботиться
о себе.
Только после этого
шаг за шагом меняются отношения с окружающими. Происходит пересмотр и
трансформация не только своей профессиональной роли, но и других своих
жизненных ролей, и человек осваивает новые, более продуктивные модели и способы
бытия в мире и взаимодействия с людьми. Он обретает уверенность в своих силах,
значит, вышел из отчуждения и может успешно жить и работать.
ДП: обязательно будет продолжение в следующих статьях о том, что же делать при первых признаках выгорания.
Источник: Н.Г. Осухова / учебно-методической пособие "Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не сгореть на работе"/ ПУ "Первое сентября", 2011г.
Читать также:
Опросник "Профессиональное выгорание" (экспресс-методика разработана Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексон)
Особенности людей «выгорающих» и «устойчивых к выгоранию»
Особенности людей «выгорающих» и «устойчивых к выгоранию»
Притча Полная банка
Большое спасибо!!!
ОтветитьУдалить