1 апр. 2014 г.

Сценарий семинара с участием социальных педагогов города "Взаимодействие служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего"

Это авторский сценарий, составленный для того, чтобы проработать некоторые западающие моменты.  В данном сообщении полный сценарий мероприятия (публикация также есть на сайте фестиваля).
Цель: определить и на практике отработать типичные ошибки, возникающие в процессе взаимодействия служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего.  
Задачи:
1. Дать теоретическую основу деловой игры как формы работы с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию и их семьями.
2. Ознакомить участников семинара с результатами анкетирования несовершеннолетних попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
3.   Провести психологическое упражнение на определение меры ответственности
4.   Провести деловую игру «Лабиринт»
5.   Провести «аукцион идей»
Оборудование:  видео презентация результатов анкетирования, ручки, адресные листы, таблицы типичных ошибок, планшеты, ручки всем, карточки с текстом Постановления №101-ПГ по различным субъектам профилактики, 21 бейджик; раздаточный материал (по 21 шт.): буклет СРЦН, текст Постановления №101-ПГ, ФЗ 120, столы (по количеству субъектов), карточки на столы, малярный скотч.
Подготовка: подготовить анкеты для учеников, провести анкетирование, обработать результаты и сделать видеопрезентацию. На полу наклеить малярную ленту неровной линией.

Программа Семинара:
время
форма
ответственный
содержание
1500   - 1515
Презентация

Видео презентация о результатах анкетирования
1515   - 1525
«Круг»

Вступительное слово
1525   - 1535
Психолого-педагогическое упражнение

Психолого-педагогическое упражнение «Скала»
1535   - 1615
Деловая игра «Лабиринт»

1. Вступительное слово о сути
2. Проведение игры
1615   - 1635
Круг, «аукцион идей»

Рефлексия.
Заключительное слово ведущего.
1635   -1645
 «Заключитель-ный Круг»

Заключительное слово
III этап. Психолого-педагогическое упражнение «Скала» (педагог-психолог ОДП)

ХОД СЕМИНАРА:

Кофе-пауза, экскурсия по СРЦН (по желанию участников семинара).

I этап. Вступительное слово (директор СРЦН, соц. педагог ОДиСР) Все участники семинара сидят в кругу.
3.1. Директор приветствует участников семинара.
3.2. Ведущий социальный педагог (соц.педагог ОДиСР): Сегодня наш семинар будет проходить по не совсем обычной схеме.
Мы все находимся в кругу, и, как вы сами понимаете, работа в кругу имеет определённые правила. В контексте настоящего семинара эти правила будут следующими:
·        уважать мнение другого;
·        стараться излагать своё мнение четко и лаконично;
·        стараться оценивать не человека, а его поступок или фразу;
·        работаем все.
Нашей творческой группой предложена следующая структура нашей дальнейшей работы:
1.  Вступительная часть, проговаривание правил, что мы уже сделали;
2.  Презентация результатов анкетирования н/л;
3.  Проведение практического упражнения;
4.  Мы познакомимся с новой формой работы на семинаре – деловая игра «Лабиринт»;
5.  Используя материалы деловой игры, мы обозначим сложности межведомственного взаимодействия.
6.  Проведение заключительного обсуждения в кругу и подведение итогов.

II этап. Презентация результатов анкетирования «Кто они – несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации» (соц. педагог ОДиСР)
 Тренер: «Уважаемые коллеги, а сейчас чтобы настроиться на дальнейшую работу, я хотела бы провести небольшое упражнение, которое проиллюстрирует возможности соц.педагога в помощи несовершеннолетним»
                                    Упражнение «Скала»
Тренер: «Всатаньте, пожалуйста перед чертой на полу, лицом к черте. Но не на равном расстоянии от черты, а на разном – кто-т ближе, кто-то дальше. Вы – это скала, за чертой – пропасть, расстояние между вами и чертой – это тропинка. Задача каждого участника – пройти по тропинке и не упасть в пропасть. Пожалуйста, начинаем.
Расскажите, легко или сложно было пройти из конца в конец? Что вам помогло, а что мешало?
Обратите внимание: это упражнение показывает, насколько вы в своей жизни и в работе привыкли рассчитывать на себя, как вы просите или принимаете помощь других людей – это умение взаимодействовать. А умение взаимодействовать как с несовершеннолетними, так и с различными службами города – основа работы соц.педагога.»

IV этап.  Деловая игра «Лабиринт» (соц.педагог ОДиСР, педагог-психолог)
Вступительное слово о сути деловой игры (все сидят в кругу)
Ведущий социальный педагог: «А теперь хочу предложить вашему вниманию ещё один вид работы - деловая игра.
Деловая игра, равно как и иные игры должны обязательно составлять часть работы социального педагога, так как они работают со школьниками, а начиная с 3-х лет и до позднего подросткового возраста игровая деятельность является основой развития личности. Меняются только формы игры и их значение в зависимости от возраста. Играя с несовершеннолетним, организовывая эти игры, социальный педагог налаживает связь с ребенком, здесь возникает доверие ребенка к взрослому и закладываются основы  дальнейшей эффективной работы.
Проводя деловую игру на этом семинаре, мы преследовали 2 цели:
1.      Ознакомить социальных педагогов с одной из форм игр.
2.      Определить и на практике отработать типичные ошибки, возникающие в процессе взаимодействия служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего

А теперь давайте обозначим роли каждого участника семинара:
1.      Специалисты служб системы профилактики:
·  занимают места за столами, на каждом расположено наименование службы;
·  на адресных листах пишут свою резолюцию
· ставят отметки в  таблице типичных ошибок, в ней вы отмечаете каждого обратившегося. В ней мы предлагаем вам отмечать следующие пункты «Обратились по адресу»,  «Качество обращения», достаточно ли данных, чтобы данный субъект профилактики начал работать и т.д., и «Правильность составления документа».
 
2.      Социальные педагоги:
·  получают карточки с пед. ситуациями и адресные листы;
· знакомятся с ситуацией, анализируют её и определяют шаги по решению т.с.ж. н/л.

3.        Предлагаем Вам приступить к игре, её регламент – 20 минут.

V этап.  «Аукцион идей» (соц.педагог ОДиСР, педагог-психолог)
«Мы только что в условиях семинара в сжатой форме проиграли ситуации, максимально приближенные к реальной жизни. Обратите ваше внимание на количество бумаг, накопившихся у каждого участника. Каковы ваши впечатления от проделанной только что работы. Что бы хотелось сказать или наоборот, спросить у присутствующих?» В конце концов, обязательно акцентировать внимание участников на идее прошлого семинара, о необходимости проведения совместных с различными службами системы профилактики консилиумов по несовершеннолетним, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, и о Клубе социальных педагогов.

VI этап. Заключительный круг (педагог-психолог) Все сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается, что ему понравилось – не понравилось в проведенной работе, было ли что-либо важное для каждого из участников. После чего, ведущий акцентирует внимание на проведённых формах работы: работа в кругу, разбор педагогической ситуации, деловая игра и на том, как они помогают в достижении цели, а именно в работе социального педагога и в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего.

VII этап. Заключительное слово директора. 

Авторы: Булавлева Т.В., Флиская Л.Ю.




Комментариев нет :

Отправить комментарий