21 янв. 2015 г.

Интерактивные приёмы (обзорная статья)

С недавних пор увлечена интерактивными приёмами; серию сообщений о них решила начать с обзорной статьи.

В начале предлагаю обратиться к этимологии самого понятия «интерактивный»:
это слово происходит от англ. interactive «взаимодействующий», далее из interact «взаимодействовать», далее из inter «между» + act «действовать». [1]

В другом источнике это понятие трансформируется в другое, и здесь уже нам автор приводит конкретное определение и сущность:
Интеракционизм (от англ. Interaction – взаимодействие) – направление в современной зарубежной психологии и социологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
Интеракционизм опирался на идеи Ч. Кули, Дж. Болдуина, У. Томаса (США), Г. Зимеля (Германия), основоположник его Дж.Г. Мид.
Сущность интеракции заключается в том, что это взаимодействие (взаимное действие), обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями, возникающими в процессе совместной деятельности и общения.
Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью коей признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [2]

Вспомним, что приём — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре[3].

Таким образом, можно предположить, что под интерактивным приёмом понимается разовое действие либо отдельный шаг, наполнением которого является социальное взаимодействие.

Далее приведу полезную информацию об интерактивном приеме, которая являлась содержанием лекции (см. источник 4). Лектор рассматривает интерактивные приёмы в контексте родительского собрания в иных публикациях речь идёт о взаимодействии психолога с родителями.

Однако интерактивные приёмы может применять в своей практике социальный педагог, классный руководитель/воспитатель и другие педагоги; с кем? С родителями (на родительском собрании), с воспитанниками/учениками (на внеклассном мероприятии, классном часе), с педагогами (на педагогическом совете и проч.).   

Итак, интерактивный приём должен быть кратким, компактным и безопасным: чрезмерная длительность используемых форм работы может привести к их формальному выполнению («сделаем побыстрее, лишь бы отвязались») или к явному негативу («давайте не будем тратить время впустую»). Также не следует затрагивать глубоко значимые проблемы или обращаться к личностно-значимым вопросам.

Зачем педагогу использовать интерактивные приемы (цели; они же являются образующим группы фактором):
I.              Для получения обратной связи (от педагогов/родителей/детей). В этом случае интерактивные приемы представляют собой различные формы экспресс-мониторинга, которые можно быстро провести и которые дают быстрый наглядный результат, не требуя при этом дополнительной обработки. Примеры ситуаций, когда может быть востребовано использование приемов данной группы:
·      выяснение ожиданий (например, родителей: в начале нового периода (1,5,10 классы) обучения ребенка в школе; или ожидания от действий какого либо человека);
·      выяснение уровня осведомленности по той или иной психолого-педагогической проблеме (какой информацией уже обладают, что знают);
·      выяснение позиции по тому или иному вопросу (распределение ответственности за решение проблем воспитания, обучения, дисциплины и т.п.).
Экспресс-мониторинг предполагает четыре шага:
1. подготовка материала
2. предъявление инструкции
3. предоставление времени на выполнения задания
4. краткое подведение итогов и комментирование
Проводить обратную связь оптимально непосредственно перед встречей / мероприятием или в самом начале.
Обратная связь позволяет получить простые наглядные результаты.

II.          Чтобы дать возможность задуматься (через участие в игре, выполнение задания или упражнения).
III.          Чтобы дать новые знания - теория (повышение психолого-педагогической компетентности педагогов/родителей/детей).
IV.          Чтобы создать эмоциональную позитивную атмосферу (через участие в игре, выполнение задания или упражнения, просмотр видео: отрывок из мультфильма, фильма)[4].

По моим наблюдениям один и тот же приём может входить в несколько групп, или иначе  - отвечать нескольким целям.
  
Источники:
2.    Интерактивное обучение в детских учреждениях /Автор-составитель:  Т. Н. Добрынина. ссылка.
3.     Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: уч.пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 
4.     из материалов лекции Чибисовой М.Ю., кандидата психологических наук, доцента Московского городского психолого-педагогического университета, главного редактора журнала «Школьный психолог», которая была посвящена теме «Как заинтересовать родителей при помощи интерактивных форм работы» (была слушателем на этой лекции; мероприятие - Педагогический Марафон 2014 года, организованный ИД «Первое сентября»).

Читать также:
Ремарка к рубрике "Приёмы"
Чернильные пятна
Интерактивный приём «Круг ответственности»
Притча Всё в твоих руках (про бабочку)
Метод наблюдения (во время урока) или Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н. Фландерса

Комментариев нет :

Отправить комментарий