24 янв. 2015 г.

Приём педагогической техники "Кубик Блума"

Этот приём предназначен автором в основном для педагогов-предметников.
Однако использовать его в работе может и социальный педагог, решая одну из основных задач - обучение решению проблем.
Автор приёма Бенджамин Блум, американский педагог и психолог, который считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять на практике к широкому кругу проблем.
На гранях кубика написаны начала вопросов, при этом для каждого вопросительного слова определен смысл:

«Почему»
вопросы, которые начинаются с этого слова

соответствуют так называемым процессуальным знаниям, выявление причинно-следственной связи, описание процессов, происходящих с определённым предметом или явлением (ситуацией)

«Объясни»

позволяют использовать понятия и принципы в новых ситуациях, применять законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрировать правильное применение метод или процедуры

«Назови»

могут соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний


«Предложи»


направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые  (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.


«Придумай»

«Поделись»

Возможны два режима использования данного приёма:
  • педагог задаёт соответствующие вопросы;
  • ребенок формулирует вопросы.

Педагог или ребенок бросает кубик.  Необходимо сформулировать вопрос к материалу по той грани, на которую выпадает кубик.
Причём, можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.
Ещё сложнее сформулировать вопросы-задания, сформулированные со слов «Предложи», «Придумай», «Поделись».[1]
Этот приём предназначен автором в основном для педагогов-предметников.
Однако использовать его в работе может и социальный педагог, решая одну из основных задач - обучение решению проблем.
Как это использовать?
Один из примеров включения приёма «Кубик Блума» в сценарий профилактического мероприятия.
По модели обучения Девида Колба:
I.         Получение опыта
Предоставить новый опыт
Например, проблемно-ориентированные видео (про алкоголь, СПИД, курение, конфликты,  и проч.)
II.      Осмысление
Обсудить полученные впечатления
Использовать приём «Кубик Блума»
III.    Теоретическая рефлексия
Дать новую информацию
Презентация по теме / лекция
IV.   Применение новых знаний
Обсудить практические выводы
Использовать приём «Кубик Блума»

Комментариев нет :

Отправить комментарий