8 дек. 2014 г.

Ремарка к рубрике «Методы»

Социальный педагог уделяет много внимания профилактической работе с детьми и с семьями. 
Совокупность определённых методов, приёмов и прочего инструментария специалиста, направленных на достижение оптимального результата скорее всего будет иметь вид активного социального взаимодействия. 
Эта статья призвана раскрыть понятие "методы воспитания" и их классификацию.


Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания; методы научно-педагогических исследований.
С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, приобретаются сами знания, а также происходит развитие личности ребенка.
Под методом воспитания  понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата. (Ссылка на рубрику "Методы").
В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:
методы целенаправленного формирования качеств  личности;
методы стимулирования естественного саморазвития  личности;
методы коррекции развития  личности.
В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.
Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:
           • словом;
           • делом;
           • ситуацией;
           • игрой;
           • общением;
           • отношениями.
В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:
           • воздействия и убеждения;
           • организации деятельности;
           • стимулирования;
           • диагностики.
Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:
           • формирования социального опыта детей;
           • самоопределения личности ребенка;
           • мотивации деятельности и поведения;
           • стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.
Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели[1].
Источник: 1. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008

Читать также: 
Метод "Шесть шляп мышления"
Метод "Гражданский форум"
Ремарка к рубрике "Диагностика"
Ремарка к рубрике "Приёмы"
Ремарка к рубрике "Технологии"

Комментариев нет :

Отправить комментарий