10 дек. 2014 г.

Ремарка к рубрике «Диагностика»

Для организации совместной целеполагающей деятельности, моделирования предстоящих действий, например, составления индивидуального плана работы с ребенком и семьёй, определения способов и путей реализации, прогнозирования перспектив развития воспитательного процесса, социальному педагогу необходима диагностика исходной ситуации.
В этой статье представлены функции диагностики как педагогического процесса, а также особенности применения инструментов исследования с кратким описанием результата.
Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер:
1.   Функция обратной связи. Не контролируя свои действия, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому ему необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение наилучшего варианта педагогического решения.
2. Функция оценки результативности педагогической деятельности, которая  оценивается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.
3.    Функция педагогической диагностики – воспитательно-побуждающая Диагностика педагогического процесса отличается тем, что ее нельзя оторвать от реальной школьной жизни. При этом нельзя забывать, что не всякое вмешательство педагогично. Более того, грубое вторжение может разорвать сложнейшие и тончайшие переплетения педагогических отношений, а также исказит подлинную картину исследования.
4.  Функции – коммуникативная и конструктивная. Всякое межличностное общение основано на знании и понимании партнера и тех людей, через которых это общение осуществляется. Выполнение этих функций становится возможным при условии, когда диагностика определяет индивидуально-психологические особенности учащихся и учителя в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.
5. Функция – информация участников педагогического процесса. Результаты педагогической диагностики интересны и важны как для всех педагогов, в той или иной степени участвующих в формировании личности данного ученика, так и для его родителей, для ученического актива.
6.  Функция – прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определенные перспективы развития диагностического объекта. Реализация этой функции связана с чрезвычайной ответственностью педагога [1].

Диагностика в деятельности социального педагога диагностика имеет многоаспектный характер: 
реализация функции «диагностика» через:
контингент /место
особенности
использования
результат

традиционные методы:
наблюдение, беседа, изучение опыта






воспитан-ники (учащиеся), педагоги, родители /
территория учреждения

на начальных этапах исследования
включение в реальную деятельность, в систему сложившихся отношений




целенаправленный сбор информации посредством анкетирования

можно охватить большой круг людей, при этом не обязателен личный контакт с респондентом [2]
информация
о каждом в отдельности, общая социально-педагогическая картина класса и школы (например: социальный паспорт класса / школы)


анкеты удобно анализировать
панорама отношения респондентов (в общем, и в частном) к явлению, ситуации, событию, привычке и проч.


адресный, индивидуальный подход через обследование ЖБУ, специальных методов диагностики
воспитан-ники (учащиеся), педагоги, родители / место проживания семьи, ребенка; территория учреждения


инструменты исследования могут меняться в зависимости от личностных и
ситуативных факторов



обстоятельное изучение ребенка и его семьи.
Источники:
          1. И.М. Ждамиров. / Педагогическая диагностика как частный вид диагностирования.    

Комментариев нет :

Отправить комментарий