Ведущий.
Название нашей акции «Скажи наркотикам нет!» выбрано не случайно. Во сем мире 1
декабря принято считать днем борьбы со СПИДом, днем, когда люди говорят: «Нет
СПИДу и наркотикам!» Сегодня мы пригласили принять участие в акции
старшеклассников, а также помогут разобраться в этой проблеме и подведут итоги
конкурса плакатов «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!»
Представление экспертов:
I . Упражнение «МИФЫ». Ведущий + эксперт,
детский нарколог.
Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о наркомании.
Часто взрослые, да и сами подростки формируют свои представления о наркотиках,
ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения.
Это опасно, потому что: 1. мифы о наркотиках могут преуменьшить
реальную угрозу;
2. мифы могут чрезмерно превысить опасность, рождая чувство
безысходности и обреченности
В классе вывешиваются три таблички с надписями «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ
БЫТЬ».
В начале группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме
наркомания:
Спросить у ребят какие они знают высказывания о наркотиках, если
знают, пусть скажут. Участники в течение нескольких минут обдумывают свою
позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо
разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий
организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку
зрения. Эксперт, следит за ходом высказываний, называя после трех обоснований
правильную версию – факт, подтверждая тем самым является ли мифом данная фраза
или нет.
Затем ребята собираются вместе и обсуждает следующий миф.
1. «Наркотики употребляют сильные и талантливые люди
Фактически: все они, если даже были такими, очень
скоро потеряли и силу свою и талант.
2. «Наркотик делает человека свободным»
Фактически: наркоманы абсолютно свободны от радостей
жизни.
3. «Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - от них всегда
можно отказаться»
Фактически: всерьез можно отказаться один раз –
первый. Но для 99 % ребят он не становится последним.
4. «Наркотики помогают решать жизненные проблемы».
Фактически: они всю жизнь превращают в огромную
проблему.
5. «Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы
жизни».
Фактически: избавляют, но только вместе с самой жизнью.
После этого подвести итоги: в каких мифах и сколько человек
оказались правы, сколько заблуждались.
II . Упражнение алгоритм «ОПТИМАЛЬНОГО
ОТКАЗА» или «ДВУХ «О»
Ведущий.
Можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими
интересами? Как?
Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых
им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Они записываются на
доске.
Затем группа рассчитывается на 1-й, 2-й. Участник с номером 1
должен уговорить участника под номером 2 поменяться местами. Уговаривать можно
любыми способами, но без применения физической силы. (5 минут)
Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления каждой пары
отдельно. Способы отказа записывать на доске (как подведение промежуточного
итога).
У кого получилось уговорить и каким образом? По какой причине
согласился тот, кого уговорили? (10-15 минут)
Способы отказа:
- Выбор союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, -
это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
- «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них
что-либо делать, так почему же они так назойливы?
- Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом
наркотиков (пойти в спорт зал, на танцы или еще что-нибудь придумать)
- «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…
- «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать
на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно
знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики)
- «Упереться»: отвечать «нет» несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь
собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердости
характера.
- Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут
употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем
гепатитом» и т.д.)
- Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в
определенной время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Если какие-то из способов не перечислены, ведущий сам
проговаривает и записывает на доске недостающие способы отказа.
После ведущий сообщает участникам алгоритм двух «О» (алгоритм
«Оптимального Отказа»):
Я-СООБЩЕНИЕ + ОТКАЗ + АРГУМЕНТ + ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Например: Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу
пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино.
Алгоритм записывается на доске.
Далее участники по-новому делятся на пары (1-й, 2-й). 1-й
уговаривает 2-го (за основу лучше взять реальную ситуацию), второй
отказывается, используя алгоритм.
Обсуждается: кто из тех, кто согласился в первый раз
смог отказаться, на самом деле отказать оказывается просто или нет и почему?
Насколько помог алгоритм?
Ведущий.
Ребята, всегда важно помнить о том, что человек в любой ситуации
имеет право выбора, т.е. любой человек в различных ситуациях может принимать
самостоятельное решение, и нам хочется, чтобы в своей жизни каждый из вас
сделал правильный выбор – свободу от наркотиков!»
III . МОЗГОВОЙ ШТУРМ. «Какой он –
уверенный, неуверенный, агрессивный человек?»
Ведущий.
Ребята, давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы
можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного и агрессивного? Как
он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя в разговоре: какое у него
поведение?
Просьба выйти одному из участников для выполнения задания, на
карточке показать слово - поведение человека, которого ему сейчас
предстоит изобразить пантомимой (неуверенного, уверенного, агрессивного
человека) группа учащихся называет какой это человек, обсуждаются признаки по
которым определили. Если недостаточно полно показаны признаки поведения
загаданного человека и есть желающие дополнить, выходит еще участник по
этому же заданию.
Ребята описывают, ответы записываются на доске, для дальнейшей
работы.
Неуверенный: взгляд беглый или глаза опущены, может
смотреть умоляющим взглядом, выпрашивает, в руках что-то теребит, плечи
опущены, говорит тихо, переминается с ноги на ногу.
Затем идет обсуждение, и делаются выводы. Какое чувство может вызывать неуверенный человек? С таким
человеком хочется находиться рядом? (ребята отвечают.) – Чувство жалости.
Агрессивный: грубый, резкий, нападает, угрожает,
смотрит свысока, взгляд злой, говорит громко, плечи приподняты, может
размахивать руками, ноги широко расставлены.
Затем идет обсуждение, и делаются выводы . Какое чувство может вызывать агрессивный человек? С таким
человеком хочется находиться рядом? (ребята отвечают.) – Чувство страха,
неприятные ощущения.
«Крутой» - это какой человек? (ребята отвечают)
Ведущий: для того чтобы быть «крутым», нужен
какой-то атрибут: «Я «крутой», потому что у меня в руках банка пива, сигарета,
золотая печатка, «крутой» сотовый телефон и проч.
Если нет у «крутого» этого атрибута, выглядит ли он как крутой,
можно ли назвать его «крутым?
Как вы считаете, какое поведение скрывается за этой «крутостью»? (Под крутостью скрывается
неуверенное поведение: если этого атрибута нет, то я уже не «крутой».)
Уверенный: спокойный и доброжелательный, смотрит в
глаза, вежлив и настойчив, не спешит, когда принимает решение, легко
говорит о себе, не боится раскрыть мотивы своих поступков, не проявляет
враждебности или агрессии, называет истинные причины своего поведения или
просьбы, так как считает их важными.
Затем идет обсуждение, и делаются выводы. Какое чувство может вызывает уверенный человек?
(ребята отвечают.) Чувство надежности. С таким человеком хочется находиться
рядом
Ведущий: Давайте сейчас вместе подумаем, какие
все-таки качества, и какое поведение человека могут помочь сопротивляться
давлению? – Конечно это уверенное поведение человека.
Плакат «Будущее в
наших руках, присоединяйтесь!»
Ведущий заранее раздает подготовленный ватман с надписью «Будущее в наших руках,
присоединяйтесь!», на котором нарисованы две ладони руки.
Ведущий: А теперь давайте обсудим и запишем на
плакате 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек,
свободный от наркотиков. После обсуждения ребята вписывают (красивыми буквами,
аккуратно) 10 качеств на 10 пальцах рук.
Например: убежденный уверенный в себе, независимый,
интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый
(религиозность). Для защиты выбирается два активных участника секции. (они
будут защищать свой плакат «Будущее
в наших руках, присоединяйтесь!», называя
10 качеств, которые, по их мнению, необходимы человеку, свободному от
наркотиков.
IV . «ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ»
Ведущий:
Каждый человек совершает какие-нибудь поступки. Поступок – это
всегда выбор, даже в трудных обстоятельствах человек всегда сам принимает решение,
а окружение ему лишь предоставляет выбор.
В начале занятия засекается время, ведется запись на доске,
количества выбранных ответов «ДА» и «НЕТ». За 5 минут до окончания секции
проводится обсуждение. Получили новое или нет? Много ли осталось неясного?
Нужна ли эта информация?
- Ведущий: нужна, п.ч. знание – сила, и зная истинные факты,
причины и последствия. Можно взвесить все «ЗА» и «Против» и принять одно
единственное и правильное для себя решение
Классные руководители или на последних секциях руководители секций
(во время совещания, подведения итогов экспертами)
эмблема «антиреклама»: эстетически оформленная
- каждый человек рисует какой-нибудь элемент
антирекламы, его личные ассоциации;
- соединяются по 2 человека, и объединяют свои
элементы в одну композицию.
- затем соединяются по 3 человека …………
- по 4 человека……………… и т.д. пока не получится одна
группа, которая объединяет все элементы каждого человека, каждой
группы в один завершенный полный, оригинальный, эстетичный по
внешнему виду рисунок – эмблему.
Затем все возвращаются в актовый зал, где по два представителя из
каждой секции защищают свой плакат «Будущее
в наших руках, присоединяйтесь!», называя
10 качеств, которые, по их мнению, необходимы человеку, свободному от
наркотиков.
(просьба ведущего выстроиться в ряд и присоединить к друг другу
плакаты.
- Ребята, будущее в ваших руках, и
только объединившись, вы сможете сказать нет наркотикам.
Ведущий: А сейчас
давайте предоставим заключительное слово нашим экспертам, если у вас возникнут
к ним вопросы, то вы их можете задать.
Слово предоставляется инспектору по делам
несовершеннолетних________________________________________________________
Слово предоставляется эксперту
______________________________________, детскому наркологу.
Эксперты подводят итоги конкурса плакатов «Будущее в наших руках.
Присоединяйтесь!», награждают победителей конкурса за лучший плакат, а также
самых активных участников в работе секций.
Комментариев нет :
Отправить комментарий