28 авг. 2015 г.

Факты из истории философии (школы стоиков и киников) как педагогический приём. Пример применения на практике.

Социальный педагог по сути своей деятельности чаще чем остальные педагоги сталкивается с таким явлением как ассоциальное поведение (детей и/или взрослых).
Это в настоящее время, конец XX - начало XXI в.в.
Предлагаю обратиться к истории философии.
На мой взгляд, потрясающие факты прошлого времени можно использовать как педагогический приём для сохранения своего эмоционального состояния и для некоего аргумента-противопоставления в профилактической беседе (игре) с подростками (пример структуры сценария описан ниже).
«Кто не знает своего прошлого, тот лишен будущего», – сказал однажды писатель Ирек Биккин.
Так вот, когда-то давным давно с III в. до н. э. начался Эллинистический период античной философииВ начале рассматриваемого периода появились школы: стоическая, эпикурейская, скептическая и школа киников.
Интересно остановиться подробнее на стоической школе и школе киников.
Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы).
Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.[1]

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.
Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий. [1]

Как мне видится, стоит предложить подросткам, основной идеей жизни которых является - освобождение от влияния внешнего мира (желание быть свободным) ОСТАВАЯСЬ ВЕРНЫМ СВОЕЙ ИДЕЕ ВЫБРАТЬ ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ осуществления свой цели. 
Условный характер этого приёма (не о реальной персоне) позволит ребятам свободно выражать своё мнение. 

Можно даже проработать эту тему посредством таких игр как: "Дебаты", "Шесть шляп мышления", Аквариум" и прочих методах и приёмов на усмотрение педагога. 

Например:
1. Придумываем с ребятами и записываем две истории по алгоритму Цицерона, первая с позиции киников, вторая с позиции стоиков.(Серия последовательных вопросов: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Внимание!)

2.  По методу "Шесть шляп мышления" проговариваем по очереди (например, передавая мячик или другой предмет) все шесть типов мышления и записываем в таблицу,
например, такую:













3. Смотрим на результат и предлагаем ребятам поразмышлять на эту тему. При необходимости озвучить некоторые моменты, такие как: готовы ли они решать трудности, возникающие на их пути в связи со своим выбором; готовы ли они принимать ответственность за свои решения и последствия поступков; принимать реакцию социального окружения (родственники, друзья, педагоги) и прочие предложения педагога к размышлению в зависимости от проблемной ситуации в группе детей, либо индивидуальной ситуации.

Источник: 1.Конспект лекций по истории философии

Читать также:
Метод "Шесть шляп мышления"
Метод "Аквариум"
Рубрика «Методы»
Рубрика «Приёмы»

2 комментария :

  1. Спасибо, Татьяна. Интересно было изучить педагогический прием с использованием исторических направлений философских школ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория) На самом деле это для меня некоторый эксперимент и фантазия (моё изобретение), - раньше нигде именно такого сочетания не встречала... Однако думается, что это действительно будет работать). А по-поводу названия статьи долго сомневалась приём или это?, - использование исторических фактов в практике педагога с детьми?

      Удалить