23 нояб. 2014 г.

Ремарка к рубрике "Технологии"

Реализация таких функций деятельности социального педагога как: коррекционная, социально - профилактическая и реабилитационная, координационно-организационная, и проч. может быть  осуществлена при помощи различных технологий.
Положение осложняется тем, что в современной педагогике термин «технология» употребляется весьма произвольно. Как отмечает Юдин В.В., «ничем, кроме моды, нельзя оправдать использование слова "технология" вместо известных терминов "педагогическая система" учебного заведения, региона, "система учебной работы педагога" и методика предмета» [2].
Аналогично рассматривает эту проблему Олешков М.Ю., который анализирует попытки разных авторов классифицировать педагогические технологии и говорит, что «большинство преподавателей высшей и средней школы не осознают различий между методикой и технологией», а также то, что «в работах известных российских исследователей проблем современной дидактики подобные классификации или отсутствуют, или в одном ряду с технологиями оказываются в итоге педагогические школы, методические системы и концепции"[1]. 
СМЫСЛ ТЕРМИНА
ТЕХНОЛОГИЯ
Обобщая взгляды современных исследователей на проблему использования термина «технология» (М.Е. Бершадский, Д.Г. Левитас, В.В. Юдин, и др.), можно выделить четыре основные области его применения:
I
Технология как любой
педагогический процесс гуманистического и толерантного направления
Все педагогические системы
Понятие применяется интуитивно к любым педагогическим процессам и явлениям, его значение либо совсем не осознаётся, либо осознаётся лишь частично и ассоциируется с модным педагогическим термином. Любая педагогическая деятельность объявляется технологией.
II
Искусство педагога
(педагогическая техника)
Методики учителей-новаторов
 (В.Шаталов, Ш.Амонашвили
 и др.)

Технология как искусство, мастерство преподавания, общения с учащимися. Понятие включает множество конкретных приёмов взаимодействия с учениками в самых различных ситуациях.
III
Алгоритмическая парадигма
Блочно-модульные технологии,
игровые технологии (деловые, ролевые, дидактические игры, имитационный тренинг и др.),
алгоритмизированные групповые
формы работы, технологии
концентрированного обучения, новые информационные
(мультимедиа) технологии
проектно-исследовательские технологии («метод проектов»),
технологии обучения
в глобальных информационных
сетях (ТОГИС)
Классическая технология (алгоритмическая парадигма). Применяется для описания моделей образовательного процесса в соответствии с парадигмой производственного технологического процесса. Модель строится на теоретической основе и включает в себя: модель личности учащегося с описанием параметров, подлежащих контролю, и способов их диагностики; систему педагогических воздействий на учащегося, состоящую из известных операций, реализующих определённую теоретическую концепцию научения; систему диагностично и операционально определённых целей образования. В данном значении понятие технологии обладает экологической валидностью.
IV
Стохастическая (вероятностная)
 парадигма
Технологии личностно ориентированного,
личностно-развивающего, личностно-центрированного и индивидуально-личностного обучения
Технология личностно центрированного образования (стохастическая парадигма). Применяется для описания стохастических моделей образовательного процесса, основанных на проектировании среды обучения, которая влияет на вероятность его протекания в различных направлениях. Термин появился недавно, в этом значении он редко воспринимается в педагогической среде.
По нашему мнению, если строго подходить к понятию «педагогическая технология» с позиций деятельностного подхода, к технологиям обучения можно отнести только педагогические феномены третьей группы, основанные на алгоритмической парадигме.
В то же время, любая педагогическая технология универсальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция - репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях обязательного достижения уровня образованности, определяемого государственным стандартом[1].

В то же время Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению(3). Здесь педагогическая технология выступает в роли АЛГОРИТМА. Например технология обследования жилищно-бытовых условий, технология ведения консультационной беседы, и проч.
Источники:
1.    Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5-19.

Комментариев нет :

Отправить комментарий