3 мар. 2015 г.

Мероприятие "Достоинство" / №2 / из программы "Имею право"


Введение.  Ценнейший бриллиант – это личность каждого человека. От того, как общаются люди между собой, зависит качество жизни. Умеем ли ценить друг друга, видеть в другом Человека с большой буквы? У каждого есть свое самолюбие, никто не желает унижения и оскорбления собственной личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личностью, зачастую сами не видят это в других людях. Такой человек не терпит несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к другим и к окружающему миру. Он готов винить в своих бедах подряд, не признавая собственной вины.
Великий дар природы – наша жизнь. Каждый из нас достоин этого счастья. Каждый из нас имею право на достоинство. Но у всех нас свой ум и разум, свои переживания и интересы. И это тоже право каждого. Право быть индивидуальным. Тот, кто не уважает нашу индивидуальность, тот не уважает и весь многоликий и разнообразный мир.
Форма проведения мероприятия – путешествие по станциям.
Цель: показать, что предрассудки, стереотипы и дискриминация неотделимы от нарушения права каждого  на достоинство.

Задачи: показать значение достоинства каждого человека в развитии общества; воспитывать качества толерантной личности; формировать отрицательное отношение к несправедливости и неравенству; развивать навыки противостояния дискриминации, работать в группах, проявляя самостоятельность суждений.

Интерактивные стратегии:
1. Упражнение «Я горжусь».
2. Упражнение «Выражаем свое мнение».
3. Упражнение «Отличаем стереотипы от фактов».
4. Игра «Вне группы».
5. Заключительная линейка: упражнение «Сотрудничество»

Материалы: маршрутные листы, название блоков на месте проведения.

Подготовка:
1. Подготовить все необходимые материалы для проведения.
2. Организовать и ознакомить воспитателей, которые будут выполнять роль наблюдателя или станут участником наравне с воспитанниками во время прохождения каждого блока.
3. Согласовать с администрацией центра дату и время проведения мероприятия.

Ход проведения:
Общий сбор на линейке на улице перед зданием СРЦН (у нас программа проводилась летом-осенью и это мероприятие по согласованию с коллегами решили провести на улице «во дворе центра»).
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие игра по станциям, - на каждой станции вас будет встречать один из педагогов (рассказать на какой станции какие будут педагоги и в каком месте «географически» на территории центра станции находятся).
Для того чтобы вы самостоятельно могли определить маршрут вашего движения, старшине команды выдается маршрутный лист.
Здесь стоит сделать отступление - есть два варианта проведения игры 
1). Можно организовать одну команду детей, тогда три из станций и соответственно педагогов будут «простаивать», - потеря времени (либо педагоги могут быть наблюдателями на той станции, которую в данный момент проходят дети); 
2). Лучше всех детей разделить на 4 микрогруппы, тогда и все педагоги будут заняты и при мЕньшем количестве ребят в каждой микрогруппе удастся уделить каждому бОльшее внимание. Ещё один плюс: разделение детей на группы по возрастам.
Ведущий: Теперь договоримся о «правилах игры». Самое главное - постараться быть понимающими, доброжелательными, понять формы проведения мероприятия и активно в них участвовать, а еще слышать и слушать говорящего. И еще одно самое главное: соблюдайте правило поднятой руки – вам будет легче высказать свое мнение и услышать другого.
Каждый блок рассчитан на 10 минут, 2 минуты  на переход от блока к блоку. Обозначает начало и окончание периода – наблюдатель (воспитатель).
По окончании всех блоков мы снова собираемся на линейке, где подведем итоги.
А теперь в путь!
Прохождение блоков.
Подведение итогов педагогами, закрепленными за блоками (станциями).
Выводы. ЗАПОМНИ!
Если мы не исключим нарушения прав и свобод других людей, то с каждым фактом попрания чужого достоинства, умирает часть человечности и в нас самих.
Мы теряем свое достоинство.
Наше занятие должно вдохновить  вас на пересмотр своих ценностей и поведения, научить распознавать предрассудки и дискриминацию, воодушевить на действия во имя справедливости.
Только так мы можем построить и поддержать общество, которое уважает достоинство всех людей.

 Ход мероприятия
Блок 1. «Достоинство».
(его лучше проводить педагогу-психологу (в нашем случае педагог-психолог дневного отделения)
1. Упражнение « Я горжусь!»
Инструкция. Упражнение лучше всего проводить, расположившись на стульях, поставленных в круг.
Каждый из участников выходит в середину по очереди и говорит, в чем он видит проявление своего достоинства, чем он может гордиться.
Ведущий следит за тем, чтобы никто не осмеивал другого, не прерывал его; не разрешается комментировать, дополнять, критиковать.
Выводы:
ДОСТОИНСТВО – это ценность человека для него самого и для всего общества.
Некоторые люди путают два разных понятия: гордость и достоинство.
ГОРДОСТЬ – это чувство превосходства над другими. Если она рождает эгоизм, себялюбие и неуважение к людям, тогда гордость разрушает мир.
ДОСТОИНСТВО – это способность ценить свои возможности, способность видеть в других равных себе.
Ценнейший бриллиант – это личность каждого человека. От того, как общаются люди между собой, зависит качество жизни.
Умеем ли ценить друг друга, видеть в другом Человека с большой буквы?
У каждого есть свое самолюбие, никто не желает унижения и оскорбления собственной личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личностью, зачастую сами не видят это в других людях. Такой человек не терпит несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к другим и к окружающему миру. он готов винить в своих бедах подряд, не признавая собственной вины.
Вы, наверное,  сами часто бывали свидетелями того, как ученик или студент, получив плохую оценку, объявляет это несправедливостью преподавателя, хотя причина – в незнании им темы занятия.
Великий дар природы – наша жизнь. Каждый из нас достоин этого счастья. Каждый из нас имею право на достоинство. Но у всех нас свой ум и разум, свои переживания и интересы. И это тоже право каждого. Право быть индивидуальным. Тот, кто не уважает нашу индивидуальность, тот не уважает и весь многоликий и разнообразный мир.
Каждый человек имеет право на свое достоинство и обязан соблюдать достоинство окружающих его людей.
Человек не имеет право опускаться до уровня биологического существа. Он не имеет право быть  разрушителем, не имеет право терять свое человеческое лицо и свое достоинство ни при каких обстоятельствах.
Начиная с 1948 года, в жизни человечества началась новая эпоха – уважение человеческой личности, уважение достоинства, неприкосновенности жизни, неотъемлемости прав и свобод, защиты личных интересов. Основные положения Декларации нашли свое отражение в нашей Конституции и в основных законах других стран.
Но на Земле еще имеют место конфликты и войны, факты унижения человеческого достоинства.
Мы можем говорить о любви к человечеству, к родной планете, но при этом грубо попирать интересы своих родных и близких.

2.Блок 2. «Выражаем свое мнение».
(проводил социальный педагог стационарного отделения)
Инструкция. Разделите отведенное для проведения блока место на 4 части, разместив в 1 углу табличку «Абсолютно согласен», во 2 углу – «Абсолютно не согласен», в 3 углу – «Частично согласен», оставив центр тем, кто затрудняется ответить.
Ведущий зачитывает нижеследующие утверждения вслух. Ряд утверждений бесспорны, но в основном – это утверждения, связанные с риском, предупреждениями в отношении пола, возраста, трудоспособности, социального и материального положения.
Воспитанники должны «проголосовать ногами», т.е. занять место в классе, соответствующее их мнению.
  - Россия – самое большое государство в мире.( Да)
  - Дети должны иметь те же права, что и взрослые. ( Нет)
  - Пожилые люди должны получать пенсию. ( Да)
  - Глухие дети должны обучаться в специальных школах. (Да)
  - В нашей стране каждый имеет право стать президентом. (Нет)
  - Большинство богатых людей – нечестные.( Нет)
  - Девочки могут играть в футбол. (Да)
  - Евреи – хитрые и жадные. ( Нет)
  - Бедно живут те, кто ленится. ( Нет)
  - Девочки способнее мальчиков. ( Нет)
  - Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока муж на работают ( Нет)
  - Мальчики могут играть в куклы. ( Да)
  - Учителя должны быть не старше 35 лет. (Нет)
  - Плохо успевающих нужно отдавать в спецклассы. (Нет)
  - Все азиаты некультурные. (Нет)
  - Мальчики более храбрее. (Нет)
  - Руководитель – это удел мужчин. (Нет)
  - Женщины более мужчин озабочены внешностью. ( Нет)
  - В России проживают в основном русские. ( Нет)
  - Все цыгане – танцоры и попрошайки. ( Нет)
  - Чукчи умеют только ездить на оленях. ( Нет)
  - Все в нашей стране должны равняться на русскую культуру. (Нет)
  - Самая справедливая и удобная для жизни страна – США. ( Нет)
  - Афроамериканцы внесли свой вклад в развитие мировой культуры. (Да)
  - Белых на Земле большинство. ( Нет)
  - Мусульмане христиане должны дружить. ( Да)
  - Я не буду возражать против родственника с темной кожей. (Да)

Воздержитесь от суждений по поводу мнений воспитанников. После каждого «голосования» обращайте их внимание на то, что каждый постоянно меняет группу и что нет людей, абсолютно согласных друг с другом.
Определите вопросы, которые, на ваш взгляд, вызывают наибольшее расхождение во мнениях.
Выводы по итогам упражнения:
Зачастую наше обыденное сознание опирается на предубеждения, стереотипы (ярлыки), предрассудки, отсутствие научных знаний.
Однажды усвоенный образ становится привычным для человека, определяет его ролевое поведение.
Большую опасность представляет такой стереотип как этноцентризм.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ – это вера в превосходство своей группы или культуры, сопровождающаяся пренебрежением или презрением к другим группам или культурам.

Блок 3.  «Отличаем стереотипы от фактов».
(проводил социальный педагог дневного отделения)
Инструкция. Ребята поднимают руки, если высказанная мысль является фактом, и не реагируют, если это стереотип ( С – стереотип, Ф – факт).
1. Все кавказцы – торгаши. ( С)
2. Россия никогда не вела захватнических войн.( С)
3. Худые люди злые. ( С)
4. Рыжие люди вредные.( С)
5. Толстые добродушные.(С)
6. Негры – грязнули.(С)
7. Мальчики умнее.(С)
8. Мексиканцы все хорошо поют.(С)
9. Кареглазые – нерусские.(С)
10. Азиаты – наркоманы.(С)
11. Кавказ – часть Азии.(С)
12. Каждый четвертый на Земле – китаец,(Ф)
13. Родина всех людей – Африка.(Ф)
Информация для ведущего: Стереотипы, ярлыки и межкультурное невежество является инструментами нарушения прав человека.   
Нацисты пропагандировали стереотипы евреев, гомосексуалистов, цыган и психически больных людей, устраивали геноцид по отношению к «неполноценным» людям.
Испанские, французские, германские, итальянские колонизаторы в Африке, Азии и Америке определили коренные народы как нецивилизованные, неразумные и даже схожи с дьяволом, чтобы оправдать разрушение их культуры. Белые американцы называли африканцев недолюдьми и просто собственностью – рабами, безнаказанно эксплуатировали их.
Предрассудки и власть – опасная комбинация которая слишком часто приводит к нарушениям прав тех людей которые были определены как «другие». Если к этому добавить пропаганду морального, расового, полового, религиозного или культурного превосходства, то возможность геноцида возрастет. ГЕНОЦИД – это физическое унижение людей по одному из различий: расовому, религиозному и др.
ДИСКРИМИНАЦИЯ – это умаление или унижение человеческого достоинства.
Дискриминация проявляется в произвольном, незаконном ущемлении и ограничении прав человека, в отказе от их универсальности.
Дискриминация – это один из главных источников таких беззаконий, как:
1) использование рабского или принудительного труда;
2) использование пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство отношения или наказания;
3) расизм, апартеид, геноцид;
4) неравноправие женщин в обществе и семье.
Иными словами, дискриминация направлена против равенства людей и их универсальности ( принадлежности каждому человеку)
К сожалению, ни одно общество, ни одна культура не могут похвалиться тем, что они обладают абсолютным иммунитетом от предрассудков и дискриминации.
Ряд предрассудков и стереотипов имеют следующие причины:
1. Исторические традиции в развитии народа, проявляющиеся в отношении к другим народам – в нетерпимости, настороженности, ксенофобии (боязни всего нового, непонятного).
2. Недостаток научных знаний, отсутствие в человеке навыков и способностей к анализу.
3. Культивирование предрассудков массмедиа по заказу официальных лиц.
4. Бытовая, на вид безобидная, лексика, основанная на предубеждениях в виде прозвищ, «дразнилок», отторжения и т.д.

Блок  4. Игра «Вне группы».
(проводил педагог-психолог стационарного отделения)
Цель: показать поведение человека, чувствующего себя отрезанным от группы, прости координацию взаимоотношения в коллективе.
Инструкция: Группа из 10 – 15 воспитанников формирует плотное кольцо и берется за руки.
Воспитанник, находящийся за пределами этой группы, упорно пытается прорваться в середину группы. В случае если ему удается это сделать, то он/она становится частью этой группы. Затем кто-то другой занимает его/её место за пределами группы и пытается прорваться внутри кольца. Таким образом, каждый воспитанник по очереди побывает за пределами группы.
В процессе этой игры может проявиться множество различных эмоций. Человек, находящийся вне группы, будет испытывать чувство изолированности, оторванности. После нескольких безуспешных попыток прорваться в середину аутсайдер может демонстрировать значительную агрессию, дурачиться, отступать, разыгрывать равнодушие или проявить другую реакцию.
Группа может почувствовать единение в их общей задаче или, предположительно, даже пожалеть аутсайдера и допустить его/её в кольцо.
После этого обсудите чувства и типы поведения, которые проявились в процессе игры: каково ощущать себя изолированным; каково  ощущение неудачи или успеха; какие приемы были использованы  различными участниками для того, чтобы добиться входа в группу. Вы можете сравнить чувства и поведение аутсайдера с теми людьми в нашем обществе, которые ощущают себя отверженными.

Заключительная линейка: упражнение «Сотрудничество»
Инструкция. Все участники образуют, стоя лицом друг другу, коридор из двух шеренг. Середина – это полоса около 8м.
Нужно быть внимательным к тому, что говорит ведущий. Если вы согласны с тем, то делаете шаг вперед. Если вы не согласны, то делаете шаг назад. Ширина шага равна 20 см.
1. Сотрудничество – это когда мы вместе против проблем.
2. В нашем коллективе все уважают друг друга.
3. Мне не нравится человек, который срывает занятие.
4. Нельзя присваивать клички и прозвища.
5. Даже если мне объявят бойкот, я не могу сбегать с уроков.
6. Я ориентируюсь главным образом в школе на учебу.
7. Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
8. Я дружу только с одним человеком, с остальными просто в хороших отношениях
9. Мне интересно общение с каждым в классе. 
10. У нас очень демократичные ребята: простые, дружные, добрые.
11. В нашем классе уважают ребят всех национальностей.
12. Нет плохих учителей, есть плохие ученики.
13. Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
14. Я не даю никому списывать.
15. Я не списываю.
16. Мне нравится учеба в нашем классе.
17. У нас на уроках все внимательны и дисциплинированны.
18. Мы часто собираемся все вместе на школьные вечера и дискотеки.
19. Когда я болею, ребята заходят или звонят, беспокоятся обо мне.
20. На летних каникулах мы всем классом обычно выезжаем куда–нибудь.
21. У нас не звучат нецензурные слова.
22. Мне не нравится, когда при всех юноша и девушка начинают обниматься и целоваться.
23. Все учителя в школе уважают наш класс.
24. Мы редко ссоримся.
25. В классе нет проблем по поводу дежурства.
26. Если я что – то не понимаю на уроке, то мне помогут обязательно.
27. Все в нашем классе следят за своей внешностью.
28. Для меня каждый день в школе – праздник.
29. Ребята в классе ведут здоровый образ жизни.
30. Мы все стремимся быть честными и порядочными людьми.
  Итоги упражнения: Если вы подошли близко к полосе, которая была серединой вашего коридора  или вступила на нее, то вы готовы сотрудничать, вы дружелюбны, вы демократичны. Но жизнь полна сложностей. Очень часто возникает необходимость решить дилемму. А решить её однозначно невозможно.

Ремарка: мы проводили это мероприятие (как и остальные занятия из цикла программы «Имею право!») на два отделения центра – объединили детей дневного и стационарного отделения. По окончании собрались на релаксацию, - рекомендую и Вам!

Читать также:

Комментариев нет :

Отправить комментарий