9 сент. 2015 г.

Изменить то, что можно изменить; смириться с тем, чего изменить нельзя (размышления о темпераменте, характере, отношении к работе, выбор тактики и стратегии)

Однажды прочитала статью, которая вызвала у меня, как минимум, замешательство... Не могу не написать на эту тему.
Привожу начало статьи: "Я детский психолог, и временами жутко устаю. Моя главная проблема — родители моих маленьких клиентов, которые сами их уродуют.Вот не знаю — это лично мне так «везёт» или и в самом деле чуть ли не у половины детей, которых направляют к психологу, диагноз один: окружающие взрослые — идиоты." И статья называется "Конвейер по производству моральных калек: 5 историй из жизни детей и их родителей".
А поскольку моя профессия (социальный педагог) и место, где работаю (СРЦН) априори определяют особенности семей, с которыми необходимо сотрудничать и оказывать поддержку детям и взрослым в преодолении трудной жизненной ситуации у меня сформировалась определённая точка зрения по этому вопросу - опора на внутренние личностные ресурсы ребенка в случаях, когда взрослые "в стороне".
Трудно разобраться что влияет на развитие ребенка: наследственность или воспитание, однако если мы хотим определиться со своей "стратегией и тактикой" по отношению к имеющемуся благополучию, то ответ на этот вопрос даст понимание меры своей ответственности и - главное - возможности влияния на ситуацию.

Здесь нужно понимать и осознавать, что есть в каждом человеке определённые свойства нервной системы (темперамент), которые мы (педагоги и родители) в ребёнке не можем изменить кардинальным образом (что характерно - ни в себе, ни в других!!!...).
Темперамент ребёнка (и свой) надо просто принять.
Темперамент даёт знать о себе очень рано, так как в его основе лежат врожденные и генетически закреплённые типы нервной системы, которые характеризуются основными свойствами, И.П. Павлов выделил три:
1. сила (нервная система может быть сильной  - и, наоборот, слабой);
2. подвижность (нервная система может быть подвижной - и, наоборот, инертной);
3. уравновешенность (процессы возбуждения и торможения в нервной системе могут быть уравновешенными и неуравновешенными).
А современные американские психологи С.Чесс и А.Томас в результате многолетних исследований описали 9 врождённых характеристик, наблюдающихся уже в палате для новорождённых в роддоме: уровень активность, ритмичность, приближение или удаление, приспособляемость,интенсивность, порог реактивности, качество настроения, способность отвлекаться, интервал внимания и настойчивость. Все эти характеристики ребёнка в основном сохраняются у него в дальнейшем.
Подавление темперамента... - частая причина
детской нервозности или "трудности"
и одно из основных звеньев в механизме возникновения невроза...
Это плата за борьбу с собственной натурой, индивидуальностью.
В.И. Гарбузов "Нервные дети"
И тут надо отметить, что "воспитание темперамента" (то есть природных особенностей) "плавно перетекает" в процесс формирования (становления) характера ребёнка, то есть уже некоторых социальных свойств, выражающих отношение человека к окружающему миру -к другим людям, к природе, к труду, к самому себе. А это уже немного другая история, которая требует от нас ясно различать темперамент и характер.
Логика размышлений и анализа подсказывают, что определённые черты характера "легче" (естественнее) возникают на безе "родственных" им особенностей темперамента, а в процессе воспитания особенности поведения можно развернуть "и в ту и в другую сторону".

Какой же вариант развития характера более желателен и предпочтителен?...
Хорошая новость для родителей и педагогов в том, что с особенностями характера ребёнка не придётся мириться, как с неизбежностью.
Возвращаясь к статье, хочется обратить Ваше внимание на один факт: родители (какие бы они не были) обратились за помощью к специалисту (психологу), а значит они беспокоятся о своём ребенке, об отношениях в семье, значит в какой-то степени готовы работать над проблемой и над собой и это желание родителей необходимо использовать в работе.
Ну а если уж работать с родителями не представляется возможности в силу субъективных или объективных причин, необходимо работать с только ребенком, который сможет усвоить предлагаемый материал, если его преподнести нужным образом (в каждом случае по-разному, т.к. всё мы разные).
И уж конечно, думаю, необходимо понимать, что к специалистам разных профессий обращаются клиенты с определёнными особенностями, возможностями и желаниями: к психологу приходят за помощью не успешные в чём-то, ко врачу с болезнями, к полицейскому с бедой, к чиновнику с недовольством или предложением... И при этом каждый специалист в своей области должен понимать, что мир состоит не только из, например, больных, неудачников и скандалистов.    
Хочется пожелать вам, педагоги и родители, понимания, терпения и творческих успехов в нелёгком деле воспитания, и тем более перевоспитания ребятишек).
А в окончании статьи предлагаю почитать отрывок из произведения "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери:
- Если я прикажу какому-нибудь генералу
порхать бабочкой с цветка на цветок, или
сочинить трагедию, или обернуться морской
чайкой, и генерал не выполнит приказа,
кто будет виноват - он или я?
- Вы, ваше величество, - ни минуты не
колеблясь, ответил принц.
- Совершенно верно, - подтвердил король.
- С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Источник: часть текста из учебно-методического пособия "Наследственность или воспитание, или Что влияет на развитие ребёнка", автор О.Г. Разумова / М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2012.  
         

1 комментарий :

  1. Правильные размышления, с четкими расстановками, а не обвинениями...
    как у автора статьи.

    ОтветитьУдалить