Это упражнение
иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.
Процедура:
Двое желающих участников выходят за
дверь.
Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении)
и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести.
Сложность упражнения
заключается в двух моментах:
Во-первых, ни сам
предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы-уточнения носят
расплывчатый, завуалированный характер.
Во-вторых, группе
участников определяется задание:
первому игроку давать
отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики,
негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной
вербальной информацией),
а второму –
положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия,
уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплементов
и т.д.).
Приглашается активный
участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и
переместить его на другое место.
Процедура совершается по очереди каждым
игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения
проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми
(«выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения:
§
Как вы
чувствуете себя в своей роли?
§
Какие
чувства вызвала у вас реакция группы?
§
Как вы
чувствуете себя сейчас?
§
Какие выводы
вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на
обсуждение:
Безусловно,
положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в
себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С
выданным за несколько минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок
справился, так как понимал, что это – игра. Ребенку такое количество негативных
оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном
заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других
ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у
ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная
оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться не в том, чтобы
всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала
и поддержка особенно необходимы ребенку.
Источник: Сайт "Ttrepsy.net"
Читать также:
Комментариев нет :
Отправить комментарий