С этим методом познакомилась давно, находясь в роли участника «Гражданского
форума» на курсах повышения квалификации в 2007 году. С тех пор часто его использую сама. А
на днях нашла прекрасный источник, где чётко, подробно и ясно умными людьми описана
методика проведения. Описание занимает достаточно много текста, однако всё, как
мне видится, по теме, и если есть отступления, то они являются нужными. Решила,
что обязательно надо поделиться с Вами, коллеги, так как этот метод
действительно достойный внимания.
По окончании теоретического материала Вас
ждёт живой компактный пример из практики социального педагога в СРЦН
(социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних).
Гражданский форум - это один из способов участия школьников
в общественной жизни путем обсуждения важных, общественно значимых проблем.
Суть методики заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов к решению
какой-либо общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога.
Технология организации и ведения
гражданского форума — это технология диалогового общения. Участники гражданского форума
должны быть открыты к восприятию идей других людей Важно то, что в ходе форума появляется
возможность обсудить проблему с разных сторон, обсудить последствия разных
подходов к ее решению. При этом кто-то из участников может в чем-то изменить
свое мнение.
В результате проведения форума участники
не обязательно должны прийти к какому-то единому мнению.
Цель его проведения – в том, чтобы найти общую основу для
совместных действий.
Существенным плюсом гражданского форума в плане воспитания качеств
толерантной личности является то, что он позволяет научиться выражать
свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом.
Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики
«Гражданский форум».
Выбранная тема должна иметь определенные характеристики,
например:
- это должна быть проблема, по которой в обществе существует более одного действенного подхода к ее решению;
- это должна быть проблема, для полноценного восприятия и решения которой отдельные группы людей должны действовать сообща;
- это проблема, общественная дискуссия по которой не завершена;
- это может быть проблема, дебаты по которой зашли в тупик и необходим иной подход, чтобы продвинуться вперед в решении этой проблемы;
- желательно, чтобы это была проблема, в которой решение вопроса требует обсуждения личных приоритетов и мотивов, стоящих в основе выбора, чисто технических или административных моментов.
- проблема требует немедленного, не терпящего отлагательств ответа (напр., речь идет об остром кризисе общенационального или местного масштаба);
- проблема требует специальных знаний;
- проблема, по которой уже имеется четкий план решения и выбор сделан;
- проблема, затрагивающая узкий круг интересов небольшой группы лиц;
- проблема, на которую нужно ответить “да” либо не отвечать совсем.
- «Военная служба: какая армия нам нужна?»
- «Потеря человечности в современном обществе: как жить дальше?»
- «Как остановить распространение экстремизма в молодежной среде?»
- «Школьное образование: каким оно должно быть?»
Проблему для рассмотрения на гражданском форуме можно выбрать по
предложению учеников или учителя. Необходимо, чтобы эта проблема волновала
представителей всех категорий участников форума (напр., школьников и учителей)
и могла быть решена только совместными усилиями.
Роль ведущего
Ведущим гражданского форума может быть и ученик, и учитель; может работать
группа ведущих. Они должны заранее хорошо изучить правила, подготовить вопросы,
спланировать время проведения форума. Цель ведущего — помогать полноценному и всестороннему обсуждению проблемы:
- ведущий должен изучить проблему до ее представления участникам форума, для того чтобы «быть в теме» и дать участникам возможность обсудить действительно все стороны проблемы;
- он должен направлять обсуждение от рассказа историй из личного опыта к рассмотрению подходов к решению проблемы;
- необходимо сохранять нейтральность при представлении каждого подхода; быть осторожным в выражении своих собственных мнений, создавая климат некритического, безоценочного участия;
- не останавливать обсуждение, пока участники не поймут, в чем заключается конфликт, различия между подходами;
- ведущему необходимо помнить, что форум редко заканчивается полным согласием или несогласием. Обычно в итоге удается найти лишь какое-то общее представление о проблеме, о необходимости и целях ее решения.
- Для представления различных подходов к решению проблемы целесообразно попросить подготовиться отдельных ребят (родителей, других участников форума).
- На этапе подготовки к форуму ведущий и/или группа организаторов должны подготовить какие-то материалы, представляющие проблему. Важно, чтобы это были материалы, представляющие только объективную сбалансированную информацию и не содержащие оценок (описание ситуации, статистические данные, результаты социологических опросов, существующие правила в этой области и т.п.).
- Подобранные материалы для дискуссии могут быть представлены в виде брошюры, размещены на информационном стенде, «выложены» на специализированной страничке школьного интернет-сайта.
- Если материалы сложны и объемны желательно, чтобы у участников форума была возможность познакомиться с ними заранее (например, за неделю до форума). В противном случае можно предложить их непосредственно в ходе этапа предварительного обсуждения.
- Для проведения гражданского форума следует подготовить аудиторию таким образом, чтобы участники могли сидеть в круге или за круглым столом, чтобы каждый видел каждого. Для ведущего могут понадобиться доска и мел или листы ватмана и фломастеры для записи.
При проведении форума можно воспользоваться следующим планом:
Шаг 1. Обозначение проблемы
Представив краткий материал, подобранный с целью представления проблемы,
ведущий задает учащимся серию вопросов (примеры вопросов приводятся ниже).
Ответы желательно кратко записать на одной половине доски или на первом листе
бумаги (можно использовать вместо этого компьютер и мультимедийный проектор).
В ходе обсуждения важно акцентировать внимание участников на конечной цели:
«В результате обсуждения у нас должна появиться общая многогранная картина
проблемы. Нам предстоит определить, какие подходы могут существовать к данной
проблеме, и каковы границы взаимоприемлемых действий».
Возможные вопросы для организации предварительного обсуждения:
1. О чем говорят (свидетельствуют) эти слова (события, действия)?
- Когда вы слышите слова... (называются слова, отражающие проблему), какие ассоциации у вас появляются?
- Что вы лично думаете, чувствуете по этому поводу?
- Какой аспект названной нами проблемы является для вас самым важным? Почему это важно?
- Почему эта проблема беспокоит вас?
- Есть ли люди, которые думают по-другому? (Чьи еще интересы затрагивает эта проблема? Что бы они могли сказать, если бы находились здесь? Если бы вы принадлежали к иной социальной (культурной, национальной, религиозной, профессиональной и т.д.) группе, как бы изменилась ваша позиция?(ответы добавляются к листу номер 1)
- Почему эта проблема может их беспокоить? (ответы добавляются к листу номер 2)
Ведущий поясняет: назвать проблему - значит обозначить ее суть, не
детализируя. Определение должно быть таким, чтобы каждый мог с ним согласиться.
После того, как проблема названа можно предложить вернуться назад и посмотреть,
соответствует ли краткое описание проблемы тому, что говорили участники о ее
сути и о том, что именно их беспокоит.
Шаг 2 - поиск подходов к проблеме
Цель - подготовить проблему к представлению ее другим людям, определив
различные подходы к ней.
1. Ведущий спрашивает:
- Можно ли разделить ответы, которые мы дали и записали на доске (листе бумаги) на несколько групп в зависимости от того интересов, какие интересы они отражают? (целесообразно выделить 3-5 групп)
- Какие ответы можно объединить? (Ведущий может отметить группы ответов значками разного цвета или выписать их на отдельные листы.)
- Действительно ли получившиеся у нас группы представляют разные подходы к проблеме?
- назвать этот подход;
- кратко описать его;
- привести 3-4 аргумента за и против этого подхода;
- привести список возможных действий.
- В чем самая большая дилемма, самое большое противоречие?
- Что должно быть решено?
1. Ведущий объявляет начало «гражданского форума» и оглашает его цели.
2. Ведущий объявляет правила форума:- каждый имеет возможность участвовать в обсуждении (соответственно, задача ведущего - вовлечь каждого в обсуждение);
- никто не стремится к доминированию;
- слушать не менее важно, чем говорить;
- каждый понимает, что гражданский форум - это диалог, а не дебаты;
- все высказанные подходы и позиции обсуждаются;
- участники могут обращаться прямо друг к другу, а не только к ведущему;
- обсуждение должно быть сосредоточено на подходах к решению проблемы (ведущий может вмешаться чтобы изменить направление беседы, если разговор ушел не в ту сторону).
- сохраняется атмосфера дружеской заинтересованной дискуссии.
4. Далее проводится представление проблемы. Способом представления может
служить:
- показ видеофрагмента (возможно, отснятого самими учащимися) или видеоколлажа;
- краткое изложение какой-то ситуации, наглядно отражающей проблему;
- короткое упоминание о прочитанных материалах
5. Затем ведущий просит участников поделиться личным опытом и своими
соображениями, связанными с обозначенной проблемой. Последовательно обсуждается
каждый из представленных подходов к проблеме: сначала – один, затем – другой,
после того, как он обсужден – третий и т.д. Крайне желательно, чтобы разные подходы
представляли разные люди.
Сначала даётся короткое представление подхода (эту функцию можно заранее поручить отдельным участникам), затем ведущий просит участников рассказать, какие положительные и отрицательные стороны они видят в этом подходе; каковы могут быть его последствия.
Если ни один из участников не находит аргументов в пользу какого-то
подхода, можно спросить его: «Почему многие люди выбирают этот путь? Что они
могли бы сказать в его поддержку?».
Чтобы поддержать обсуждение, ведущий может задать следующие вопросы
следующего содержания:
1) Что в рассматриваемой нами ситуации является для нас ценностью?
- Что беспокоит вас, когда вы думаете об этой проблеме?
- Что привлекает вас в предложенном подходе?
- Что делает данный подход плохим или хорошим?
- Каковы возможные последствия тех действий, которые вы предлагаете?
- Какие аргументы, на ваш взгляд, могут быть высказаны против подхода, который вы представили?
- Есть ли слабые стороны у этого способа действий?
- Я понимаю, что вам не нравится подход, против которого вы возражаете. Но что, вы думаете, могут привести в качестве аргументов «за» его сторонники?
- Может ли быть что-либо конструктивное (полезное) в подходе, который вы критикуете?
- В чем вы видите принципиальные различия между подходами?
- Почему эту проблему так сложно решить?
- Какое направление действий кажется вам наилучшим?
- Какие последствия этого решения для нас желательны, а какие - нет? (этот вопрос является одним из важнейших для гражданского форума).
- Что мы как отдельные люди и как сообщество людей хотим сделать для решения этой проблемы?
- Если действия, которые нам нравятся, имеют негативные последствия, будем ли мы по-прежнему относиться к ним положительно?
6. Подведение итогов.
- Что вы узнали о том, что думают другие люди об этой проблеме?
- Увидели ли вы какие-то новые аспекты проблемы?
- Как изменился ваш взгляд на точки зрения других людей?
- Можете ли вы выделить что-то общее в рассуждениях всех участников обсуждения? (Есть ли позиции, которые большинство из участников поддерживают?)
- В чем состоит противоречие, которое делает эту проблему такой сложной для разрешения?
- Что мы можем сделать как сообщество людей?
- Можно ли говорить о том, что обсуждение проблемы показало нашу взаимозависимость? Почему?
- Что нам еще необходимо, чтобы продолжить продуктивное обсуждение этой проблемы?
- Почему это общественная проблема?
- Что может последовать дальше на пути разрешения этой проблемы?
Шаг 4 - переход от обсуждения к действию
Эта часть работы в принципе может быть проведена непосредственно на заключительной стадии форума. Однако, учитывая эмоциональную нагрузку, испытываемую участниками форума, лучше, если она будет носить несколько отсроченный характер. Однако промежуток между форумом и проведением этой стадии работы должен быть небольшим (2-3 дня).
Учащимся стоит предложить два ключевых вопроса:
Учащимся стоит предложить два ключевых вопроса:
- Как мы можем использовать те знания, которые мы получили в ходе форума? (Например: выпустить стенгазету по итогам форума; выступить в разных классах с рассказом о прошедшем форуме; разместить информацию по проблеме на школьном сайте и т.д.)
- Какие действия можно предпринять на основе тех общих взглядов, которые выявились в ходе форума? (Выразить озабоченность проблемой, обратившись в органы власти; провести более глубокое исследование проблемы; повторить проведение гражданского форума с приглашением более широкого круга лиц с разными подходами к проблеме, экспертов; организовать социальный проект; создать общественную организацию и т.п.).
Автором использованы
материалы:
1.
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. «Живое право» – СПб.: Изд-во
Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.
2.
Гражданский форум в классе. Методическое пособие. Авторы-составители Н. С.
Коваленко, К. В. Комаров, Э. Ю. Сероусова, И. И. Чуйкова, И. Г. Якимович. -
Брянск, 1997.
Живой компактный пример
из практики социального педагога в СРЦН (часть семинара социальных педагогов
города):
«Итак, только что обсуждая педагогическую ситуацию мы выяснили,
что для качественного преодоления трудной жизненной ситуации нужны усилия не
только одного социального педагога, но и других субъектов профилактики.
А теперь все Ваши идеи, ваш опыт, мысли, мнения, прозвучавшие в
работе с педагогической ситуацией нам нужно распределить по трём направлениям:
1. «Ответственность социального педагога»
2.«Ответственность других органов профилактики»
3. «Сложности в решении т.с.ж. н/л»
(Ведущие записывают озвученные предложения на ватманах)
2. Продолжение
разбора типичной педагогической ситуации в новой форме работы (1 часть
гражданского форума) (все сидят в кругу, высказывают предложения или идеи по
заявленным разделам, которые обозначены на разных озаглавленных заранее листах
ватмана. Ведущие записывают высказанные идеи, распределяя их по различным
листам ватмана)
3. Работа в мини
группах (5-10 минут) (Все разбиваются на две группы (в соответствии с
маркировкой на стульях), выбирают пять наиболее значимых предложений, ранжируют
их, выбирают представителя группы, девиз, после чего представитель в течение 1
минуты даёт краткую презентацию решения группы.)
Ведущий социальный педагог: «Переходим к следующему этапу нашего
форума.
Сейчас нам необходимо разбиться на две группы.
Посмотрите каждый под свой стул – там Вы найдете одну из
геометрических фигур. Распределяемся по группам – треугольники к треугольникам,
круги к кругам».
Предложить каждой подгруппе планшет для записей.
«Задача каждой группы заключается в следующем:
1.
Выбрать по заданному направлению 5 основных идей и ранжировать
их.
2.
Выбрать представителя группы.
3.
Определить девиз группы.
4. Представителю группы презентовать выработанную концепцию (с аргументацией) и
девиз.
(Например «мы
считаем, что главная роль и ответственность социального педагога заключается в…
работаем под девизом… потому что…»)
Защита представителями своих концепций»
Читать также:
Притча Полная банка
Консоли от компании Microsoft не сразу захватили всемирную известность и доверие игроков. 1-ая консоль под названием Xbox, вышедшая в далеком 2001 году, существенно уступала PlayStation 2 по количеству проданных приставок. Однако все поменялось с выходом Xbox 360 - консоли седьмого поколения, которая стала по-настоящему "народной" для обитателей Рф и государств СНГ - игры на xbox 360. Сайт Ru-Xbox.Ru является популярным ресурсом среди поклонников приставки, поскольку он предлагает игры для Xbox 360, которые поддерживают все имеющиеся версии прошивок - совсем бесплатно! Зачем играть на оригинальном железе, если имеется эмуляторы? Для Xbox 360 игры выходили длительное время и находятся как посредственными проектами, так и хитами, многие из которых даже сегодня остаются уникальными для это консоли. Некоторые гости, желающие сыграть в игры для Xbox 360, смогут задать вопрос: зачем необходимы игры для прошитых Xbox 360 freeboot или разными версиями LT, если имеется эмулятор? Рабочий эмулятор Xbox 360 хоть и существует, но он просит производительного ПК, для покупки которого потребуется вложить существенную сумму. К тому же, современные артефакты в виде исчезающих текстур, недостатка некоторых графических эффектов и освещения - могут значительно испортить впечатления об игре и отбить желание для ее дальнейшего прохождения. Что предлагает этот интернет-сайт? Наш веб-сайт на сто процентов посвящен играм для приставки Xbox 360. У нас вы можете совершенно бесплатно и без регистрации загрузить игры на Xbox 360 через торрент для следующих версий прошивок консоли: - FreeBoot; - LT 3.0; - LT 2.0; - LT 1.9. Каждая прошивка имеет свои особенности обхода интегрированной защиты. Поэтому, для запуска той либо иной игры будет нужно загрузить специальную ее версию, которая полностью приспособлена под одну из 4 перечисленных выше прошивок. На нашем веб-сайте можно без труда найти желаемый проект под нужную прошивку, так как возле каждой игры присутствует заглавие версии (FreeBoot, LT 3.0/2.0/1.9), под которую она приспособлена. Геймерам данного ресурса доступна особая категория игр для 360-го, созданных для Kinect - специального дополнения, которое считывает все движения одного либо нескольких игроков, и позволяет управлять с их помощью компьютерными персонажами. Большой выбор ПО Кроме возможности загрузить игры на Xbox 360 Freeboot или LT разных версий, тут можно подобрать программное обеспечение для консоли от Майкрософт: - всевозможные версии Dashboard, которые позволяют кастомизировать интерфейс консоли под свои нужды, сделав его более комфортным и нынешним; - браузеры; - просмотрщики файлов; - сохранения для игр; - темы для консоли; - программы, для конвертации образов и записи их на диск. Помимо перечисленного выше игры на Xbox 360 Freeboot вы можете запускать не с дисковых, а с USB и других носителей, используя программу x360key, которую вы можете достать на нашем сайте. Посетителям доступно множество полезных статей, а помимо этого форум, где вы можете пообщаться с единомышленниками или попросить совета у более опытных хозяев консоли.
ОтветитьУдалитьигры на xbox 360 новинки торрент
ОтветитьУдалить