6 дек. 2015 г.

Сценарий занятия №1 "Нужно знать!" из курса "Правовое воспитание несовершеннолетних"

В целях повышения правовой культуры воспитанников в нашем центре 4 декабря 2015 года состоялось интерактивное занятие с участием инспектора по делам несовершеннолетних города.
Занятие состояло из двух блоков: сначала ребята задавали животрепещущие вопросы Наталье Николаевне, а потом – наоборот.
Интерактивная стратегия была реализована за счёт проведения встречи в форме «Круг», использования приёма педагогической техники «кубик Блума» и упражнения "Займи позицию".
Возраст участников встречи был разный  (от 7 до 15 лет) и поэтому младшие ребята ещё учились формулировать вопросы, и высказывать своё мнение о том, какие действия несовершеннолетнего являются правонарушением, а какие нет. Мы обозначали поступок, обговаривали его и проясняли негативные последствия, перечислим некоторые действия: нарушение  дисциплины, участие в драке, подстрекание к драке, несоблюдение комендантского часа, прогуливание уроков в школе, распитие спиртных напитков, зацеперство, вандализм, кража, употребление нецензурная брань и другие.
В результате активного включения всех участников встречи в работу , ребята определили, в каких случаях действия человека до 18ти лет подлежат уголовной или административной ответственности, а в каких нет.
Для нас важно, что дети увлечённо и с интересом высказывали своё мнение, доказывали его, впитывали новые знания, а также то, что через весь наш диалог проходило красной нитью осознание идеи правильном выборе ребёнка.
Итак, сценарий занятия «Нужно знать!»
Цель: способствовать формированию правосознания воспитанников, развитию морально-правовой рефлексии.
Задачи:
1.    составить анкету для подростков  в контексте рассматриваемой пробле­мы.
2.          актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу.
3.     побудить участников к активной работе на занятии.
4.     формировать навык уважительного отношения друг к другу.
Участники: воспитанники ОД и СР.
Подготовка:
1.  Составление анкеты для воспитанников.
2.         Изучение научно-методической литературы по данной пробле­ме.
3.         Определение формы и метода проведения мероприятия
Интерактивные стратегии:
1.    Форма «Круг».
2.    Метод «Кубик блума».
3.    Работа с дилеммой (ситуации).
4.    Упражнение «Займи позицию».
Оборудование: 
анкета  (Приложение 1) по количеству участников;
для упражнения «Займи позицию»: название мероприятия «Наказать нельзя простить», знаки «+», «-», магнитная доска, магниты 19 шт., карточки «пассажир автобуса не оплатил проезд, клевета, участие в драке, угроза, подстрекание к драке, несоблюдение комендантского часа, прогуливание уроков в школе, распитие спиртных напитков в школе, быть зацепером, вандализм, разбил стекло, кража, написал в лифте, грабеж, стоит рядом с дерущимися, съемка правонарушения на сотовый телефон, распространение видео с правонарушением в Интернете, сознательно купить ворованную вещь, нецензурная брань, употребление химических веществ.
для работы с дилеммой: карточки: №1 «Николай 12 лет был задержан за кражи в магазинах, всего он совершил 4 кражи. Он стремился сделать денежные накопления на новый телефон  поэтому краденные вещи продавал.»; №2 «Петр, 10 лет, рисовал на стенах подъезда, лифта, был пойман старшим подъезда и соседями»; №3 «Семен 13 лет, гуляет в 23:00 вечера вместе со взрослыми друзьями. Ранее уже был задержан за распитие спиртных напитков в общественном месте и нарушение общественного порядка»; №4 «Семен, 15 лет, ученик 10 класса в состоянии алкогольного опьянения с друзьями пошел на футбольный матч, где стал вести себя агрессивно к окружающим и спровоцировал драку. Когда его пытались остановить, представители власти, оказал сопротивление и нанес телесное повреждение представителю закона».

Ход педагогического совета:
время
этап / название  
способ проведения
ответственный
15:40 – 15:50 (10 мин.)
I этап.
Вступительное слово. Проведение анкетирования.
Проговаривание правил, структуры работы на мероприятии.

форма «Круг»
социальный педагог
15:50 – 16:10 (20 мин.)
II этап.
Упражнение «Займи позицию»
форма «Круг»,
приём педагогической техники «Кубик Блума»,
социальный педагог, инспектор ПДН
16:10 – 16:20 (10 мин.)
III этап.
Работа с дилеммой

форма «Круг»
инспектор ПДН
16:20 – 16:30 (10 мин.)
IV этап.
Обратная связь.
форма «Круг»
социальный педагог


I этап. Вступительное слово. Проводится в форме «Круга»
1.1. Вступительное слово о проблематике мероприятия. Заполнение участниками мероприятия анкет.
1.2. Ведущий - социальный педагог:  Сегодня наше мероприятие будет проходить в форме круга. Сейчас мы обозначим  несколько правил, это:
·       уважать мнение другого;
·       стараться излагать своё мнение четко и лаконично;
·       стараться оценивать не человека, а его поступок или фразу;
·       работать всем, что подразумевает высказывания по кругу, по порядку либо просто каждый по желанию высказывает своё мнение.

Наша дальнейшая  работа будет состоять:
  Проведение анкетирования;
 Проведение упражнения «Займи позицию»;
 Работа с дилеммой
 Проведение заключительного обсуждения и подведение итогов

II этап. Упражнение «Займи позицию» (форма «Круг», приём педагогической техники «Кубик Блума») (инспектор по ДН, социальный педагог)
Ведущий - социальный педагог: Ребята, обратите внимание, на кубик, на котором написаны вопросительные слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». А теперь посмотрите на магнитную доску – где размещены листочки разной формы, на которых с оборотной стороны написаны различные действия.
Каждому из вас по очереди надо:
·    подбросить кубик,
·    посмотреть на какое вопросительное слово пал выбор,
·    подойти к доске, выбрать листок, посмотреть, какое действие там написано,
·    определить его на одну из частей доски под заголовками: «нет наказания», «административное наказание», «уголовное наказание»,
·    задать вопрос ИПДН на тот вопрос, который тебе выпал.
После чего мы слушаем ответ инспектора ПДН и записываем основную суть на доске, рядом с листком.  
Покажу вам пример:
·    подбрасываю кубик,
·    вижу, что выпало слово «объясни»,
·    подхожу к доске и выбираю любой листок – «несоблюдение комендантского часа»,
·    перемещаю этот листок на часть доски под заголовком «нет наказания» (поскольку считаю, что н/летнего за несоблюдение комендантского часа не наказывают)
·    и задаю вопрос инспектору ПДН: «Наталья Николаевна, объясните, пожалуйста, наказывают ли н/летнего за несоблюдение комендантского часа?»
  Далее ведущий уточняет - все ли дети поняли порядок работы, предлагает ребятам выходить и по очереди проигрывать каждую ситуацию.
В итоге по окончании второго этапа разобраны все правонарушения н/летних, которые наиболее часто совершаются подростками по наблюдениям ИПДН.

III этап. Работа с дилеммой  (инспектор ПДН, социальный педагог).
Группа детей делится на малые группы по 3-4 человека. Каждой мини группе ведущий выдает карточки с ситуациями. Подростки 3 минуты обсуждают, после чего высказывают общее мнение – есть за это какое либо наказание, либо нет. С инспектором по делам несовершеннолетних обсуждают результат. ИпДН разъясняет непонятые воспитанниками моменты.
Если группа детей, с которыми проводится мероприятие маленькая, либо быстро прошли два предыдущих этапа, можно выдать каждому человеку по карточке.

IV этап. Проведение практического упражнения. Рефлексия (социальный педагог)
Проведение обратной связи и рефлексии. «Сейчас я прошу Вас ответить на вопросы: Что Вам понравилось или не понравилось в сегодняшней работе? Что вызвало эмоциональный отклик? Хотелось бы Вам применить на практике полученные знания?» Участники высказывают свое мнение, пожелания по очереди. Можно использовать мячик (или другой предмет) для передачи его тому, кто будет говорить.

Ведущие благодарят всех за участие.

Приложение 1. Анкета на мероприятие.
№ п/п
вопрос
ответ
1
Как ты хочешь, что бы тебя поощрили в центре? 

2
За что тебя могут похвалить в центре? 

3
Нарушаешь ли ты дисциплину? Как? 

4
Как бы ты наказал себя сам за нарушение дисциплины? 

5
Как тебя поощряли, хвалили? 

6
Как бы ты наказал сверстника за проступок? 

7
Можешь ли ты соблюдать дисциплину? 

8
Почему ты нарушаешь дисциплину? 


Источник: автор Булавлева Т.В., при консультации Инспектора ПДН Рухлядевой Н.Н.

Читать также:

Комментариев нет :

Отправить комментарий