1 мая 2014 г.

Сценарий классного часа "Рука в руке"

Разработка классного часа для учащихся 5-11 классов в рамках акции «Правовая пропаганда» (проводят ученики-волонтёры).    
Цели и задачи: развивать представления о сущности конфликта, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов, развивать навыки дискуссионного общения.
1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация
2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт
3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты
4. Перед сном ты просматриваешь любимые журналы, фильм. Это настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты
5. Идет урок. Ты или твои одноклассники нарушают дисциплину. Учитель делает замечания. Из-за этого у тебя возникают конфликты
КОНФЛИКТ - Столкновение, серьёзное разногласие, спор.
КОНСТРУКТИВНЫЙ, [нем. Konstruktiv. — см. конструкция]. 1. Плодотворный, такой, который можно положить в основу чего-н.; Конструктивное предложение.            | Ср. позитивный. Здесь слова не противоречат действиям.
СОПЕРНИЧАТЬ - То же, что состязаться. С. в знаниях. Немногие могут с ним с. (мало таких, как он).
Для данной стратегии поведения в конфликте характерна ориентация на удовлетворение своих интересов и на получение индивидуального результата. При этом игнорируются как потребности и интересы партнера, так и взаимоотношения с ним, что ярко проявляется в открытом противоборстве. Соперничество связано с демонстрацией напористости, настойчивости и целенаправленности, умением настоять на своём и отстоять собственную позицию. Это активные и индивидуальные действия, которые еще называют борьбой.
СОТРУДНИЧАТЬ - Работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.
Сотрудничество можно определить как максимизацию выигрыша: максимально полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Достигается желаемый результат при создании    благоприятных взаимоотношений. Это активные и совместные действия, равноправные и паритетные отношения.(ПАРИТЕТ,1. Равенство, равноправие сторон).
КОМПРОМИСС - Соглашение на основе взаимных уступок.
При нём участники конфликта удовлетворяют свои потребности и интересы лишь на половину, что позволяет минимизировать проигрыш, в отличие от сотрудничества, направленного на максимизацию выигрыша. Компромисс сочетает в себе направленность на результат и на сохранение отношений; активные и пассивные действия, как и индивидуальные, так и совместные действия.
ИЗБЕГАТЬ - Сторониться, уклоняться от чего–н.
Такую стратегию поведения часто определяю как уход от конфликта, что подчеркивает невозможность удовлетворения интересов ни одного из его участников. Как отказ от достижения результата и от каких-либо взаимоотношений. Это пассивные, индивидуальные действия, которые направлены на удовлетворение иных потребностей и интересов, вне контекста конфликтной ситуации.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ. Выбор этой стратегии поведения в конфликте позволяет одному человеку полностью удовлетворить свои потребности и достичь результата, при том что другому субъекту, вынужденному приспособиться, не удается удовлетворить свои непосредственные интересы в конфликте. Эта стратегия поведения имеет замещающий результат в виде благоприятных и добрых взаимоотношений и характеризуется совместными, но в то же самое время пассивными действиями. Часто она именуется просто уступкой.
Ситуация:

Способы решения:
стратегии поведения в конфликте
Соперни-чество
Сотруд-ничество
Компро-мисс
Избега-ние
Приспо-собление
























Правила «Гражданского форума»:
1.      Все расположены к дискуссии и активно в ней участвуют.
2.      Никто не отклоняется слишком далеко от выбранной темы.
3.      Уважайте мнение участников «Гражданского форума».
4.      Не оставляйте не высказанными свои мысли.
5.      Не следует требовать от собравшихся решения всех проблем, оставьте возможность поработать другим.
6.      Мы слушаем и слышим друг друга.







Оборудование: плакаты с определениями понятий конфликта, конструктивность, 5 стратегий поведения в конфликте, 5 карточек описания конфликта, 5 памяток Правил «Гражданского форума» пять отдельно сформированных мест для команд, для каждой команды 5 листов А4 со схемой «Гражданского форума», ручки, карандаши.
Метод проведения: «Гражданский форум».
Инструкция по проведению мероприятия.
В начале мероприятия класс делится на 5 групп (при входе учеников в класс ведущие раздают листочки из пяти разных геометрических фигур), рассаживается за свои рабочие места по сформированным группам. Ведущий обозначает основное правило - «НЕ КРИТИКОВАТЬ», затем зачитывает не менее важные. Каждая рабочая группа получает настольную памятку с определением понятий конфликта и 5 стратегий поведения в конфликте, каждой группе карточку с описанием конфликта. Объясняет порядок работы в группах, этапы форума, подчеркивает, что в каждой группе должен быть выбран секретарь, фиксирующий основные моменты мероприятия для дальнейшей защиты своих позиций. Для это есть схема «Гражданского форума» для каждой группы с её помощью вы сможете быстро просчитать какую (или какие) стратегии предпочла ваша группа. Каждая группа выбирает руководителя для отчета в проделанной работе. Команда формирует лозунг команды, её название.
«Гражданский форум» делится на 4 этапа:
1.      Объективация. На стадии объективации должны высказываться все мнения и идеи.
2.      Выработка решений. Не ограниченное количество.
3.      Классификация. Относят те или иные решения по стратегиям решения конфликтных ситуаций.
4.      Отчёт. Руководитель группы обозначает название команды, отчитывается в проделанной работе: зачитывает ситуацию, перечисляет решения (все), подводит итог о том, какие стратегии в решении конфликтных ситуациях преобладают, какие – можно считать наиболее конструктивными в данной ситуации. Проговаривает  сформированный лозунг команды
5.      Голосование за лозунги – найти решение, которое будет устраивать всех.
Правила «Гражданского форума»:
1.      Ведущий направляет обсуждение в рамках «Гражданского форума».
2.      Все расположены к дискуссии и активно в ней участвуют.
3.      Никто не отклоняется слишком далеко от выбранной темы.
4.      Уважайте мнение участников «Гражданского форума».
5.      Не оставляйте не высказанными свои мысли.
6.      Не следует требовать от собравшихся решения всех проблем, оставьте возможность поработать другим.
7.      Мы слушаем и слышим друг друга.
Напоминание о работах в группах, итак:
1.      выбрать руководителя.
2.      выбрать название команды, лозунги.
3.      обозначить решения.
4.      понять какие стратегии в решении конфликтных ситуациях преобладают у вас.
5.      обосновать, что ваше решение КОНТРУКТИВНОЕ для данной ситуации.
Через 7-10 минут группы представляют свои работы.
В помощь ведущему. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить каким либо образом. По завершении обсудите с подростками, что было самым трудным, и почему обобщая высказывания ещё раз подчеркните, что:
- разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
- конфликт разрешается мирно, когда стороны идут на уступки;
- конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;
- преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности);
- часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это – оптимальный путь решения конфликта для обоих сторон
Приложения.
I.                    Карточки с конфликтными ситуациями.

II.                 Понятия для плакатов, карточек.
III. схема «Гражданского форума» для участников.
IV. Правила «Гражданского форума»:
1.      Все расположены к дискуссии и активно в ней участвуют.
2.      Никто не отклоняется слишком далеко от выбранной темы.
3.      Уважайте мнение участников «Гражданского форума».
4.      Не оставляйте не высказанными свои мысли.
5.      Не следует требовать от собравшихся решения всех проблем, оставьте возможность поработать другим.
6.      Мы слушаем и слышим друг друга.


Комментариев нет :

Отправить комментарий